Остров Кижи Остров Кижи  
AminPRO

Карта сайта / Главная / Уникальные творения Человека /


Местонахождение на карте

Во многих странах мира и далеко за пределами Карелии известен архитектурный ансамбль КИЖИ. Расположен он на одном из островов Онежского озера. Состоит ансамбль из двух церквей: Преображенской, 1714 года (летней), Покровской, зимней (построена в 1694, перестроена в 1764 году), колокольни (построена в 1862, а перестроена в 1874 году) и ограды (каменная сооружена в 1800 году, бревенчатая реконструирована в 1959 году). На территории северной России известно много деревянных комплексов, являющихся центрами крупных административных округов. Но среди них Кижский погост превзошел всех живописной красотой своих многоглавых церквей. Современный вид ансамбль приобрел не сразу. Его формирование происходило постепенно, на протяжении 265 лет (с 1694 по 1959 годы). Каждое столетие вносило свою лепту в его создание и только с реконструкцией бревенчатой ограды он обрел современный образ. В настоящее время этот уникальный архитектурный комплекс представляет единственный из сохранившихся на территории России ансамбль, созданный по принципу "многоглавие рядом с многоглавием".

Преображенская церковь является вершиной деревянного зодчества России. Она вобрала в себя весь предыдущий опыт и лучшие достижения многовекового плотницкого мастерства. За кажущейся на первый взгляд сложностью ее конструктивного решения прослеживается четкий и ясный архитектурный замысел. В основу церкви заложен крестообразный план, образованный центральным восьмистенным срубом ("восьмериком") с четырьмя прирубами, обращенными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются "восьмерик с четырьмя прирубами" или церковь "круглая о 20-ти стенном окладе". Идея "всефасадности" заложена в центричности ее композиции: церковь не имеет парадной стороны, она одинаково красива со всех сторон. Пирамидальную устремленность ввысь церкви придают три восьмерика, поставленные один на другой и постепенно уменьшающиеся кверху в пропорции (18, 6, 3 метра). Вместе с 4-мя прирубами они создают живописную 5-ти ярусную композицию. Пятистенный алтарь устроен с восточной стороны. С запада к основному объему примыкает просторная трапезная (притвор) с высоким парадным двухмаршевым крыльцом.

Церковь срублена из сосны "насухо", т.е. без прокладки мха между венцами и увенчана 22-мя разновеликими (по ярусам) главками, покрытыми осиновым лемехом. Главы установлены на "бочках"- кровлях криволинейных конструкций, повторяющих силуэты куполов. Преображенская церковь- произведение своего времени, отразившего стремление к особой пышности и нарядности, характерные для народной культуры России начала 18 века. В ее создании нашло яркое отражение сочетание строительной мудрости и практической целесообразности: система водостоков и архитектурные формы объединены в единое целое, обеспечивая зданию сохранность и долговечность. Кроме тщательно продуманной системы водозащиты, в которую включены все купола, бочки и полицы, выведенные дополнительными водосбросами в местах своих совмещений; предусмотрено устройство внутренней, страховочной кровли над "небом"- потолком куполообразной формы.

Архитектурно-художественные достоинства церкви Преображения Господня способствовали рождению будущего кижского ансамбля на основе двух уже ранее существовавших строений: Покровской церкви, построенной на 20 лет раньше в простейшем клетском варианте, и древней колокольни. Появление в 1714 году церкви Преображения, пышно увенчанной обилием глав и бочек, невольно повлекло за собой кардиональное изменение скромного образа церкви Покрова Богоматери, а в дальнейшем и перестройку колокольни, долгое время не соответствовавшей образам двух соседних церквей и только в 1874 году приведенной в полное гармоничное соответствие с ними.

Появившееся в 1764 году девятиглавие Покровской церкви явно не соответствует ее традиционной основе, характерной для церквей "кораблевого типа", требующих обязательного шатрового завершения, логично вытекающего из данной конструкции " восьмерик на четверике". Но хотя девятиглавие выглядит довольно легковесно для ее грузного основания, вместе с многоглавием Преображенского храма оно создает единое целое. Зодчие, учитывая особенности архитектуры церкви Преображения, смело нарушив общепринятые строительные каноны, создали новую гармоничную взаимосвязь двух погостских строений. Не избежала своей участи и старинная колокольня, также коренным образом изменившая свой первоначальный вид во время перестройки в 1874 году. Обновленная колокольня стала полной противоположностью для своей древней предшественницы. Она приобрела новые, противоположные, пропорциональные соотношения основных частей: теперь ее основанием стал не низкий "восьмерик" с высоким "четвериком", а наоборот- высокий "четверик" с низким "восьмериком", завершенный стройным шатром. Высокий четверик новой колокольни в данном случае оправдал стремление зодчих к достижению ее единства с уровнями нижних оснований двух соседних с нею церквей, что способствовало созданию единства и гармонии в ансамблевой застройке всех трех строений.

Колокольня является единственной на Севере России постройкой, имеющей такие нетипичные для шатровых колоколен пропорции. Но в составе Кижского архитектурного ансамбля она стала неотъемлемой частью единого целого. Своим строгим силуэтом колокольня подчеркивает пышное многоглавие церквей, а ее массивное основание органично вторит грузным нижним объемам двух церквей, утверждающих прочность и надежность конструкций для стремительного взлета многочисленых куполов. Таким образом, архитектурно- художественные достоинства церкви Преображения Господня определили и полностью подчинили себе ранее существовавшие погостские строения, лишив их своего первоначального "голоса", но, придав им новое своеобразие; создали единственно верное для всех трех сооружений гармоничное содружество в ансамблевом звучании, уверенно и навсегда утвердив свое первенство. Ограда кижского погоста, реконструированная в 1959 году в соответствии с сохранившимися аналогами северных оград, дополняет художественный образ архитектурного ансамбля, тонко и верно вписываясь в ткань погостских строений.

Самым ранним изображением Кижского погоста является гравюра Р.Зотова, датируемая 1785 годом. После этого потребовалось почти 90 лет, чтобы началось серьезное изучение древнерусского деревянного зодчества. До этого времени исследование деревянной архитектуры в отличие от каменного зодчества учеными игнорировалось. Академик Л.В. Даль (1834-1878 гг.) стал выдающимся исключением, положив почин исследованию деревянных памятников России. На первых порах исследователи воспринимали образ церкви Преображения Господня буднично, ничем не выделяя ее от других церквей. В 1876 году Даль Л.В. по поручению Академии Художеств посетил Поволжье, Олонецкую губернию и остров Кижи с целью изучения памятников старинного русского зодчества. Путешествие убедило его в самобытности деревянной архитектуры России. Его рисунки деревянных церквей, в том числе и Преображенской в Кижах, были представлены в 1877 году в Москве на технической выставке. Первый опыт написания истории русской архитектуры России осуществил академик А.М. Павлинов в 1894 году. Глава "Деревянное зодчество" была выделена им особо. Касаясь Преображенской церкви, он заметил, что и она не относится к памятникам высшего деревянного зодчества. В начале 20 столетия на Север началось паломничество художников и архитекторов. Их привлекало то, что здесь еще сохранилось в своей первозданности. Но и Север не избежал обновления: начала проявляться тяга к новизне и небрежное отношение к старине. В 1904 году И.И.Билибин (1876-1942гг.) настоятельно призывал беречь "от варварских ремонтов и вандальского уничтожения" древние деревянные церкви. Посетив в 1904 году остров Кижи, он писал:"...чарующее зрелище! Что за зодчий был, который строил такие церкви!", но при этом отметил:"... к сожалению, у старшей (Преображенской церкви) все купола обиты железом и окрашены в яркий светло-зеленый цвет, а сама она кажется белее снега".

В 1911 году на выставке в Санкт-Петербурге российский император приобрел картину И.М.Шлуглейта "На далеком Севере" с изображением общего вида Кижского погоста. В 1915 году с фотографии И.И.Билибина была выпущена почтовая открытка "Северное зодчество. Погост Кижи Петрозаводского уезда Олонецкой губернии". В 1916 году архитектор М.В.Красовский издал "Курс истории русской архитектуры". В разделе "Деревянное зодчество" по поводу Преображенской церкви он писал как о шедевре, "... который смело можно назвать венцом деревянного зодчества, который в истории русского деревянного зодчества должен занять такое же место, какое заняла московская церковь Василия Блаженного в истории каменного зодчества". На данном фоне парадоксальным выглядит сведение Волостного Исполкома в Петрозаводский Уездный Отдел Управления от 1 января 1919 года о том, что "... в пределах Кижской волости памятников старины не имеется".

На протяжении своего почти 300-летнего существования Преображенская церковь подвергалась многочисленным ремонтам и "поновлениям". Значительным изменениям церковь подверглась в начале 19 века, когда в 1818 году ее бревенчатые срубы снаружи были обшиты тесом, а с 1822 года началась обивка глав железом.

В 1865 году отмечалась осадка стен, а также искривление полов в связи с отсутствием фундамента, требовалось произвести ремонт всех 22-х глав и поднять осевшие стены на фундамент. На следующий год чиновник Строительного отделения Губернский секретарь Петров составил план и смету на ремонт Преображенской церкви. Во время ремонта в 1870 году наружные стены были покрыты "новыми пилеными досками", вся церковь окрашена маслянной краской; а внутренние стены обшиты тесом; тогда же настланы новые полы. В 1897 году внутренние стены были окрашены.

В 1900 году маслянной краской была окрашена и кровля, покрытая "черным железом".



вверх


Карта сайта
Обратная связь