Итигилов Бурятский лама Итигилов - между жизнью и смертью  
AminPRO

Карта сайта / Главная / Невероятные события /


В сентябре 2002 г. россияне стали свидетелями одной сенсации. В местности Хухэ-Зурхэн в Бурятии, согласно завещанию хамбо-ламы Даши-Доржи Итигилова (другое написание фамилии - Этигэлов), умершего за 75 лет до этого события, состоялось вскрытие его гробницы. Тело оказалось нетленным. Газета "Аргументы и факты" опубликовала по этому поводу мнение Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензин Гьяцо: "Многие буддийские монахи познают смерть, реально умирая во время медитации и, таким образом, освобождаясь от земного существования. Они могут медитировать десятки лет (и их тела не разлагаются). Пример тому - медитирующий лама в Бурятии, тело которого нетленно вот уже 70 лет..." (АиФ, №14, 2002). Обследование нетленного тела учеными-медиками показало, что суставы были гибкими, кожа и мягкие ткани эластичны, сохранились волосы, ресницы, брови, ногтевые пластины - т.е. имеются признаки живого организма. Поза, в которой хамбо-лама сидел в саркофаге, после извлечения из него сохранялась в таком же виде без какой-либо фиксации, а на теле не было обнаружено никаких следов, которые могли бы свидетельствовать о произведенном вскрытии, бальзамации или консервации. Кто же такой Д.-Д.Итигилов, чем знаменит этот бурятский лама?

Родился он в 1852 году. В 15 лет тайком добрался до Аннинского дацана, находившегося в трехстах километрах от его родных мест, и стал буддийским монахом. Проучившись в Аннинском дацане более двадцати лет, Д.-Д.Итигилов прославился как ученый монах, достигший степени гавджи. В дальнейшем он продолжил свое обучение в Цугольском и Тамчинском дацанах. Вернувшись на родину, Д.-Д.Итигилов последовательно занимал посты преподавателя буддийской философии, настоятеля Янгажинского дацана, стал инициатором постройки двух храмов в этом монастыре. В 1911 году Даши-Доржи Итигилов был избран из десяти претендентов XII Пандидо хамбо-ламой буддийского духовенства Восточной Сибири.

В 1913 году делегация во главе с хамбо-ламой Д.-Д.Итигиловым побывала на торжествах по случаю празднования 300-летия дома Романовых. К этому времени было завершено строительство Санкт-Петербургского буддийского храма, начатое в 1909 году. Кстати, первое прошение об открытии в столице буддийского центра, подписанное нойоном Т.-Б.Тюменем, нойоншами Ц.Б.Дугаровой, О.Тундутовой, Э.Тюменем, Н.-Д.Тюменем, было направлено царю еще 8 декабря 1907 года. В письме указывалось, что в С-Петербурге проживает до двух десятков калмыков, кроме них, имеются и буряты. Для удовлетворения религиозных чувств предполагалось строительство буддийского храма. Уже в 1910 году строительство большого петербургского храма вчерне было закончено, поэтому к юбилейным торжествам царского дома Романовых в храме планировалось провести первые молебны. 21 февраля 1913 года богослужением за здравие и благоденствие всего царского дома и благополучие царствующего императора Николая II был открыт самый северный буддийский храм в Европе. Хамбо-лама Д.-Д. Итигилов вместе с Агваном Доржиевым, калмыцкими и бурятскими священнослужителями участвовал в проведении молебна. На этой церемонии присутствовали также посол Монголии Ханда-Доржо, князь Тундутов-младший, исследователь Центральной Азии П. Козлов, бурятские ученые Б.Барадийн, Ц.Жамцарано и другие.

Известно, что во время первой мировой войны хамбо-лама занимался сбором средств для помощи фронтовым госпиталям. В 1916 году Д.-Д.Итигилов за эту благотворительную деятельность был удостоен ордена Святой Анны II степени. В июне следующего года он был избран председателем Общебурятского съезда, а с сентября 1917-го, сложив полномочия хамбо-ла-мы, находился в родном Янгажинском дацане. Даши-Доржи Итигилов считается автором более пятидесяти буддийских сочинений. Самым известным из них является фундаментальный труд по тибетской фармакологии "Жор".

Последние годы жизни известный священнослужитель посвятил медитации и сочинению буддийских трудов. По воспоминаниям его современников, перед смертью лама изменился физически: его тело уменьшилось в размерах. Он постоянно проводил медитации на определенных горах и святом источнике. 15 июня 1927 года в состоянии медитации лама покинул этот мир. Говорят, что еще перед смертью он дал последние поучения своим ученикам и попросил прочитать молитву для умершего. Поскольку живой лама сидел перед учениками, они не осмелились произнести слова молитвы - благопожелания, и тогда сам Д.-Д.Итигилов начал ее чтение. После того, как ученики продолжили молебен, лама вошел в состояние медитации и покинул их. Его тело в этой же позе поместили в саркофаг (наполнив солью) и совершили погребение. Согласно его завещанию, в 1955 году (через 28 лет после захоронения) хамбо-лама Л.Д.Нимаев со своими приближенными поднял саркофаг из земли и совершил необходимые обряды (в том числе сменил одежду и соль в саркофаге), убедившись в нетленности тела Д.-Д.Итигилова. Повторное вскрытие саркофага произошло в 1975 году, под руководством хамбо-ламы Ж.Д.Гомбоева.

10 сентября 2002 года хамбо-лама Дамба Аюшев с группой священнослужителей и светских лиц подняли саркофаг и, проведя необходимые ритуалы, перенесли его в Иволгинский дацан. Здесь в одном из храмов и стоит саркофаг с нетленным телом ламы, который находится, по мнению буддистов, в постоянной медитативной практике. Верующие стремятся получить его благословение. Нетленность тела хамбо-ламы демонстрирует верующим возможности йогической практики. Действительно, согласно буддийскому учению, живые существа обладают "тонким" телом, на котором базируется "грубое" тело. В состоянии глубокой медитации буддист-практик может остановить жизнедеятельность своего "грубого" тела, которое кажется для окружающих умершим. Считается, что "тонкое" тело такого йогина продолжает функционировать, т.е. человек остается живым.

Калмыцкой истории известен подобный факт. В Икицохуровском улусе в XIX веке проживал гелюнг Цю-рюм Арба, известный под именем Кёгшин-багши. Он был служителем хурула, принадлежавшего родам зюнгар. Монастырь, в котором жил Цюрюм Арба, - Сера-Джава-Рацан малый хурул - основан в 1805 году по ходатайству гелюнга Габан Бунтарова. После ухода Цюрюм-багши в 1855 году в мир иной его мощи хранились в этом хуруле в специально построенном здании. По свидетельству ученого А.М.Позднеева в 1910 году описавшего хурул и его историю со слов местных монахов, гелюнг был похоронен "на воздухе". Для этого выкопали прямоугольной формы яму, глубиной около 1 метра (в полтора аршина), пол и стены которой обмазали глиной. В ней в позе паринирваны Будды (т.е. лежа на правом боку) было помещено тело Цюрюм Арбы. Сверху на 4 столбах соорудили небольшое строение "цаца", в южной стене которого сделали специальное отверстие, позволявшее страждущим увидеть тело умершего учителя. Причем, как пишет А.М.Позднеев, вначале нетленные мощи чаще привлекали внимание русского населения. В 70-х годах девятнадцатого века зайсанг Бата Очиров возвел для учителя каменный субурган, но тело гелюнга было перенесено в него только в 1894 году, по прошествии необходимого времени, так как русское население считало, что 16 лет недостаточно для нахождения мощей в земле.

Интересно отметить, что в 1910 году А.М.Позднеев сам видел останки буддийского учителя и описывал их как находившиеся в деревянном гробу "кости", которые посыпают толченой корицей, шафраном и тому подобными благовониями. Согласно рассказам, в тридцатые годы, во время массовых закрытий храмов, в зюнгаровском хуруле тело Цюрюм Арбы было извлечено из субургана, сфотографировано и отправлено в Москву. Что представляли собой "мощи" Цюрюм Арбы, неизвестно, так как следы их теряются. Если А.М.Позднеев видел "кости", то что фотографировали атеисты, изъявшие тело из субургана? К сожалению, история о знаменитом Цюрюм-багши покрыта тайной. Тем не менее у некоторых верующих прихожан Яшкульского хурула имеются изображения Кёгшин-багши, выполненные, по их мнению, на основе некоей фотографии учителя.

Миллионы людей могли не так давно наблюдать на экранах своих телевизоров, как в Бурятии на одном из кладбищ извлекли из могилы мумию главы российских буддистских священнослужителей - пандита хамбо-ламу Даши-Доржо Итигилова XII, умершего и похороненного еще в 1927 году. Сохранность тела буддистского святого остается для ученых загадкой. Телезрители прекрасно видели, что умерший много лет назад лама совсем не походил на мумифицированные останки египетских фараонов. Конечно, из школьных учебников хорошо известно, что в условиях низких температур, вечной мерзлоты тела животных и людей могут оставаться нетленными тысячелетиями. Всем памятен отлично сохранившийся в вечной мерзлоте мамонтенок, погибший много веков назад под упавшим деревом. Но тут дело было не только во внешнем виде ламы, который, казалось, просто спокойно спит. По заверениям буддистских монахов, при откапывании ламы случайно поцарапали его кожу, и из раны закапала кровь. Гроб перенесли в местный буддистский монастырь - Иволгинский дацан, где тело, находившееся в позе лотоса, поместили в стеклянный ящик. Лама был облачен в оранжевый шелковый халат, а лицо забинтовано белыми шарфами.

Вскоре ламу изучили судебно-медицинские эксперты, которые составили акт наружного осмотра его тела: «...кожные покровы светло-серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами. Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможного бальзамирования или консервации, а также повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».

Один из экспертов - И. Вологдин, рассказывал: «Такого в моей практике еще не было. Недавно пришлось вскрывать массовое захоронение репрессированных в тридцатые годы под Читой. Там на поверхность выходила линза вечной мерзлоты. Триста тел все это время лежали при постоянной отрицательной температуре. Состояние отличное. Сложили их на полянке. Через пару часов они стали чернеть. Потом превратились в кашу. А тут температура колебалась от плюс сорока до минус сорока, однако гнилостных изменений нет. Мягкие ткани прекрасно сохранились. Осталась и подвижность суставов. А главное - поза сохранена. Это не мумия, это не мощи. Это - неординарное событие, которое мы пока не можем объяснить». С момента эксгумации прошло три с половиной года, но тело ламы остается нетленным. Приезжавшие в дацан медики поражались - ведь то, что представало перед их глазами, противоречило всем законам природы.

Философ и наставник

Личность хамбо-ламы вполне исторична и хорошо известна специалистам. Будущий лама, которого звали Даши-Доржо Итигилов, родился в 1852 году. Он рано осиротел и воспитывался у зажиточного соседа. Достигнув шестнадцати лет, отправился учиться в Анинский дацан, славившийся своей школой буддийской философии. В 1898 году он возвращается в родные места и начинает преподавать буддийскую философию в Янгажинском дацане. В 1904 году Итигилов назначается ширээтэ-ламой Янгажинского дацана, а в апреле 1911 года он стал главой всех буддийских дацанов.

В 1913 году хамбо-лама участвовал в праздновании трехсотлетия дома Романовых и в освящении буддийского храма в столице Российской империи Санкт-Петербурге. После событий 1917 года Итигилов, по вполне понятным причинам, предпочел стать простым монахом, но его авторитет учителя всегда оставался непререкаем для многочисленных учеников. Если верить преданию, в 1927 году семидесятипятилетний хамбо-лама, дав последние наставления своим ученикам, велел выкопать его тело из могилы спустя семьдесят пять лет. Затем он, сев в позу лотоса, начал медитировать. Вскоре он перестал подавать признаки жизни. Монахи, послушные воле учителя, поместили тело в кедровый ящик, обильно засыпали солью и закопали на местном кладбище.

Шли годы, буддистские монахи, похоронившие в свое время ламу, давно умерли, но легенда о святом жила в Бурятии, передаваясь от поколения к поколению. В 1953 и 1973 годах последователи Итигилова тайно раскапывали его могилу, чтобы удостовериться в сохранности тела. И только 10 сентября 2002 года ламу извлекли из земли.

Как стать мумией?

Конечно, история знает немало примеров, когда тела сохранялись на долгие годы. Еще древние египтяне прекрасно освоили методики бальзамирования умерших. Все внутренние органы при этом убирались, а сердце погребали в особом сосуде. При этом сначала железным крючком извлекали через ноздри мозг. Затем делали разрез в паху и очищали брюшную полость от внутренностей. Наконец, наполняли чрево благовониями и бинтовали тело повязкой из полотна, пропитанного особым составом. Для бедняков существовал более простой и дешевый способ: в брюшную полость вливали сок редьки. Мумифицирование тел было известно многим народам мира - южноамериканским индейцам, этрускам, скифам.

Сегодня существует особый способ мумификации, позволяющий очень долгое время сохранять тела и отдельные их фрагменты в идеальном состоянии. Это так называемая пластинация, изобретенная германским патологоанатомом фон Хагенсом, использующим этот метод при создании экспонатов для своих выставок. Однако есть случаи, когда мумии получались без участия людей. В 1984 году были обнаружены мумифицированные тела трех английских моряков на арктическом побережье Канады. Проведя исследования, ученые установили, что лед, низкая температура воздуха и холодный ветер явились причиной того, что «природные» мумии выглядели как только что потерявшие сознание люди.

В 1991 году в высокогорных Альпах обнаружили хорошо сохранившийся труп мужчины. Полицией было возбуждено уголовное дело. Однако в ходе расследования и экспертизы выяснилось, что человек умер около трех тысяч лет назад. Это было определено по орудиям труда, которые обнаружили рядом с ним. А сохранилось тело благодаря низким температурам окружающей среды. Сберечь тело от разложения способен не только лед, но и болото. Это подтверждает мумия, найденная в 1950 году в болотах на территории Дании. А обнаруженные в перуанских пустынях мумифицированные тела людей и животных свидетельствуют о том, что мумии прекрасно сохранялись даже при достаточно высокой температуре воздуха.

Особое место в случаях «природной» мумификации занимают нетленные мощи святых. Впрочем, ученые, придерживающиеся материалистических взглядов, объясняют происхождение подобных чудес высушиванием тканей тела под действием сухого жаркого воздуха или торфяным дублением вследствие большой влажности и недостатка кислорода. Но в природе существует еще более поражающий воображение феномен, когда в организме животных, при видимом отсутствии признаков жизни, продолжается обмен веществ, сохраняются другие функции и процессы. Такое состояние называется анабиозом. Особый интерес к анабиозу возник в 60-х годах прошлого века с появлением перспектив длительных космических полетов. Но когда фантастичность подобных проектов стала очевидной, активные научные поиски в этом направлении постепенно пошли на убыль. Тем не менее на практике анабиоз давно применяется при изготовлении сухих живых вакцин, длительного сохранения культур бактерий, вирусов, консервирования различных тканей и органов, необходимых для пересадок, а также при искусственном осеменении животных (использование спермы ценных производителей, сохраненной при низких температурах).

Случай с хамбо-ламой незамедлительно вызвал газетные спекуляции на тему анабиоза. Некоторые журналисты утверждали, что мир стал свидетелем первого реального случая оживления после многих лет смерти. Однако специалисты не спешат разделять подобные восторги. Испанский ученый доктор Серхио Родригес, специализирующийся в области аномальной медицины и биологии, утверждает, что в данном случае пока нет достоверных фактов, позволяющих говорить о состоянии анабиоза у бурятского ламы.

Секрет ведом Будде

Надо, однако, отметить, что в среде буддистского монашества подобные случаи известны. Немало мумифицированных лам есть в монастырях Тибета, но там хотя бы холодно, а вот во Вьетнаме, во дворе тхиенского храма Дау в 23 километрах от Ханоя, вот уже триста лет в позе лотоса сохраняется мумия настоятеля монастыря By Кхак Миня. Согласно легенде, к концу своих дней настоятель Минь погрузился в пост и молитву, перестав общаться с людьми. Через сто дней Минь сообщил ученикам, что ему пришло время покинуть этот мир. «Когда мой дух отлетит от тела, повремените месяц, - велел настоятель. - Если почувствуете запах тления - похороните меня, как положено по обряду. Если же тления не будет, оставьте меня здесь, чтобы я вечно возносил молитвы Будде!» После смерти Миня признаков гниения замечено не было. Монахи покрыли тело настоятеля серебряной краской, чтобы защитить его от насекомых, и оставили на небольшом возвышении в нише часовни.

После обретения Вьетнамом независимости мумию настоятеля Миня подвергли рентгеновскому исследованию. Врачи увидели на экране контуры скелета и убедились, что перед ними действительно не статуя, а человеческое тело! Исследования показали: тело Миня не забальзамировано, внутренние органы и мозг остались нетронутыми. Тело сохранилось в условиях тропиков, где влажность достигает ста процентов. При этом останки Миня не увлажнялись, а усыхали - их вес составляет не более семи килограммов. Подобные мумии известны и в других буддистских святынях. Им приписывают способности исцеления и возможность творить чудеса.

Не стал исключением и бурятский хамбо-лама: по свидетельству некоторых журналистов, у тех, кто посетил тело Даши-Доржо Итигилова, исчезали болезни и неприятности. Кого-то оно уберегло от верной гибели. Один из крупных московских бизнесменов С., «получивший благословение» хамбо-ламы вместе с друзьями, через полтора месяца вновь появился в дацане, где поведал, как попал в страшную автомобильную катастрофу. В последний момент он ясно увидел бурятского святого. Машина бизнесмена превратилась в груду искореженного металла, но ее владелец отделался лишь синяками и небольшими ссадинами.

Между жизнью и смертью

Наиболее детально исследовать тело Итигилова удалось заведующему отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ В.Звягину и доктору исторических наук профессору Российского государственного гуманитарного университета Г.Ершовой, которые констатировали, что с подобным феноменом им сталкиваться не приходилось. Ученые отметили, что тело хамбо-ламы выглядит так, как будто он скончался всего несколько часов назад: кожа упругая, суставы подвижны. На лабораторную экспертизу были взяты несколько волос с головы, частицы отшелушившейся кожи и фрагмент ногтя с пальца ноги. Исследования показали, что белковая структура предъявленных образцов соответствует живым тканям.

Эксперты также постарались уточнить, применялись ли для сохранения тела Итигилова какие-либо консерванты. Для этого ткани ламы сравнили с аналогичными фрагментами мумифицированных тел, найденных при раскопках под столичным Манежем. Как показало исследование, консерванты не использовались. В образцах тканей отсутствуют железо и цинк, зато содержание брома повышено, что, по мнению специалистов, может способствовать достижению состояния транса. Исследование клетки ядерно-резонансным методом показало, что ядро цело, а состояние цитоплазмы скорее свойственно живой ткани. Однако на вопрос журналистов, можно ли все-таки считать хамбо-ламу живым человеком, В.Звягин ответил отрицательно: «Нет. Если температура тела ниже 20 градусов по Цельсию - человек мертв...»

Впрочем, далеко не все разделяют мнение ученого. Во всяком случае, многие последователи буддизма твердо убеждены: хамбо-лама Итигилов еще не достиг состояния Будды, но упорно приближается к этой цели... 10 сентября 2002 года в Бурятии в местности захоронения лам под названием Хухэ-Зуран группа лам и светских лиц извлекла из-под более чем полутораметрового слоя почвы деревянный короб желтого цвета. В коробе находилось тело Даши-Доржо Этигэлова. Когда судебно-медицинский эксперт, присутствовавший при эксгумации, увидел открывшееся лицо, он отказался давать заключение, боясь, что потом ему никто не поверит. Короб был перенесен в Иволгинский дацан (монастырь), и на следующий день тело осмотрели трое экспертов. Тело было одето в оранжевый шелковый халат и зафиксировано в позе лотоса, лицо спеленуто белыми шарфами.

То, что предстало перед глазами экспертов, поражало воображение. Из акта наружного осмотра: «...кожные покровы светло-серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами. Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможного бальзамирования или консервации, а также повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».

Участвовавший в осмотре тела заведующий отделением медицинской криминалистики РБСМЭ Игорь Вологдин позднее рассказывал: «Такого в моей практике еще не было. Недавно пришлось вскрывать массовое захоронение репрессированных в тридцатые годы под Читой. Там на поверхность выходила линза вечной мерзлоты. Триста тел все это время лежали при постоянной отрицательной температуре. Состояние отличное. Сложили их на полянке. Через пару часов они стали чернеть. Потом превратились в кашу. А тут температура колебалась от плюс сорока до минус сорока. А гнилостных изменений нет. Мягкие ткани прекрасно сохранились. Осталась и подвижность суставов. А главное — поза сохранена. Это не мумия, это не мощи. Это — неординарное событие, которое мы пока не можем объяснить».

От оборванца к ученому ламе

Даши-Доржо Этигэлов родился в 1852 году в Улзын Добо (сейчас это село Оронгой Иволгинского района Республики Бурятия). Рано осиротев, он был вынужден пасти чужих овец за пять-семь рублей в год. Уже тогда он мечтал (или знал?) о том, что станет Хамбо ламой — главой буддийской церкви России. Когда ему минуло 15 лет, в его судьбе принял участие Захарэй лама, который увез подростка в Анинский дацан, славившийся своей школой буддийской философии. За 23 года обучения он получил ученое звание габжа (аналог доктора наук) и стал известен как ученый лама. А после этого Этигэлов начинает изучать медицину, поступив простым учеником в Тамчинский дацан, и становится еще и доктором медицины. В 1898 году он возвращается в родные места и начинает преподавать буддийскую философию в Янгажинском дацане. Через шесть лет он станет его настоятелем.

Янжима Васильева, директор Института Пандидо Хамбо ламы Этигэлова: «Самая главная задача служителей дацана, как я это понимаю, — удерживать равновесие в природе, гармонизировать отношения человека с природой. В то же время они, конечно, помогают людям. У нас на рубеже веков на 20 человек был один монах. И представьте, их же всех содержали, они имели возможность совершенствоваться, и жил-то народ не бедно. Я выяснила, что самый бедный бурят до революции имел восемь дойных коров. Этого уровня сейчас в Бурятии еще мало кто достиг. А жили они так хорошо, потому что жили в гармонии с природой. Дацан — это порядка 2000 учеников, около 800 лам. Представьте себе — 800 лам одновременно садятся, проводят хурал, читают священные книги. Там такая сила!..» Этигэлов был инициатором строительства новых дуганов (храмов), на которые пожертвовал все свои личные сбережения (15 000 рублей), лечил и просвещал людей. За свои усилия он был награжден шейной и нагрудной царскими медалями.

Весной 1911 года из числа десяти претендентов Этигэлов был избран XII Пандидо Хамбо ламой буддийского духовенства Восточной Сибири. В феврале 1913 года он во главе делегации был приглашен на празднование 300-летия дома Романовых. А в марте его принял сам император. После начала первой мировой войны по инициативе Этигэлова для помощи фронту было создано «Общебурятское общество». Оно собирало для фронта деньги, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, оборудовало в прифронтовой полосе лазарет. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, Этигэлов в 1916 году был награжден орденом Святой Анны II степени. Но было и признание неофициальное, народное. Вернувшись с тыловых работ в 1917 году, земляки привезли сочиненную на фронте песню, посвященную Хамбо ламе Этигэлову.

А еще была духовная практика, о которой можно только догадываться по скупым, отрывочным сведениям

Янжима Васильева: «Этигэлов был действительно тантрист очень высокого уровня. У нас осталось полицейское донесение, в котором написано, что 1 мая 1917 года, когда вернулись с первой мировой войны фронтовики, они решили создать революционный комитет. А станичный атаман подговорил фронтовиков и разогнал этот комитет и устроил пьянку на территории Тамчинского дацана. Когда Хамбо лама Этигэлов возвращался из Верхнеудинска, узнав об этом, он проехал одно озеро (оно до сих пор есть, сейчас его почему-то Сульфатное зовут, а вообще-то оно Белое), проехал, как по мощеной дороге. Когда он добрался до западного берега, крутого берега Гусиного озера (к сожалению, сейчас там ГРЭС построили, воду подняли, уже этот крутой берег не такой крутой), он прыгнул вместе с лошадью в это озеро, и озеро разошлось в две стороны».

Янжима Васильева: «По профессии я эколог и имела мало отношения к религии. Но через какое-то время я поняла, что все экологические мероприятия — это пустая трата денег и времени. Мы пришли к тому, что надо работать с сознанием людей. Как? Только вместе с религией. Больше никто не дает ответов, как нам сохраниться на этой земле, как чувствовать себя частью природы. Так я начала погружаться в дацан, общаться с ламами». О том, что Этигэлов был практик высочайшего уровня, говорит и тот факт, что он написал комментарий к сочинению Цзонхавы «Хвала взаимнозависимого происхождения» (XV век), в котором провел всесторонний анализ Пустоты и изложил принципы по ее достижению. Как должно быть понятно читателю, сделать это теоретически, не руководствуясь собственным опытом, просто невозможно. Всего же за свою жизнь Хамбо лама Этигэлов по просьбе лам написал более 50 книг по буддизму и тибетской медицине.

Здесь, пожалуй, надо сделать небольшое отступление от нашего рассказа и изложить некоторые принципы философии махаяны. В махаяне, или, как ее еще называют, северном буддизме, особое место занимает понятие Пустоты. Это истинная сущность, которая находится в основании всего проявленного, основа существования. Она — единственное, что неизменно, вечно и реально, в то время как все проявленное изменяется, преходяще и нереально. Но вместе с тем все проявленное содержит в себе эту истинную сущность и благодаря этому существует. Человеческий разум может постичь ее — и в этом смысл и конечная цель человеческого существования. Прикоснувшись к осознанию Пустоты, человек открывает для себя единственную реальность и осознает всю иллюзорность проявленного мира. Тогда для него нет больше тайн, тогда его долгий путь из воплощения в воплощение закончен и жизнь в этом мире больше ничему не может его научить. Он волен уйти из Сансары (круговорота рождений, смертей и перевоплощений), чтобы погрузиться в блаженство Нирваны. Но разве может тот, чья душа полна сострадания к другим, уйти, зная, что все живущие обречены страдать? Как может он спастись один, не протянув руку помощи человечеству, пребывающему в неведении? Поэтому в махаяне жертва собственным, личным ради помощи другим становится основой всего учения.

В 1917 году по состоянию здоровья Этигэлов сложил с себя полномочия Пандидо Хамбо ламы и вернулся в Янгажинский дацан. В 1927 году, за год до массовых арестов и расстрелов лам, Этигэлов собрал своих учеников и, в состоянии медитации, ушел в Нирвану.

Янжима Васильева: «Все, что мы знаем, это то, что 15 июня 1927 года Этигэлов собрал всех своих учеников и лам Янгажинского дацана и попросил их читать ему молитву благопожелания уходящему. Некоторые его ученики удивились: „Как мы можем читать, когда вы еще живы?“ Тогда он замолчал. А через несколько часов стал сам читать. И тогда все подхватили. По нашим воззрениям, когда много народу читает, энергия сгущается и ее воздействие очень сильное. Когда они все прочитали, его просвещенные ученики сделали то, что надо сделать. А он всем громогласно сказал, чтобы через 30 лет пришли к нему и посмотрели его тело. И добавил, что через 75 лет он к ним вернется».

Возвращение Этигэлова

Буквально через полгода начались погромы — религию как «опиум для народа» требовалось не только физически уничтожить, но и полностью искоренить из сознания. Арестовывали лам, разрушали монастыри. Анинский дацан взорвали, потом на его месте устроили скотобойню — осквернять так осквернять. Буряты прошли через такой же страшный геноцид, как и все народы. Быть буддистом стало опасно. Ламы были вынуждены работать в колхозах. Любое религиозное слово грозило ссылкой. Вся история с Хамбо ламой подзабылась. Знали, что был такой лама, который написал комментарии к Цзонхаве, знали, что где-то есть его тело... Лишь два ламы — ученики Этигэлова — до70-х годовтайком ухаживали за телом и проводили все необходимые обряды. За все это время тело полностью извлекали дважды: в 1955 и 1973 годах. В 1955 году, как говорят, оно было теплое в районе сердца. И два года назад его извлекли уже окончательно.

Янжима Васильева: «Меня вызвал нынешний Хамбо лама Аюшеев и дал задание. Я была призвана, потому что, во-первых, была родственницей, а во-вторых, я много работала с буддийской санкхьей (общиной). Когда я первый раз столкнулась с ламами, с их финансовым положением, я была в ужасе. Я подумала: боже мой, как они выдерживают! На грани, жилы себе рвут. Студентов надо накормить два раза в день, их надо учить, некоторые преподаватели из Индии — им надо платить деньги. Я думала: боже мой, как они выдерживают! И после этого я просто начала помогать им как могла — где-то финансами, где-то как-то иначе. Поэтому я оказалась в этих кругах, когда появился Этигэлов.

Мне было сказано: никого не зовите. Если придут, два раза откажите. На третий раз посмотрите, насколько чисты их намерения. Второй наказ был: осторожнее с западным зарубежьем. Помните, что он был главой буддийской церкви России. Он давал клятву верности, поэтому мы должны не забывать, что, если мы что-то делаем, мы должны думать об Этигэлове. Если какое-то решение принимаем, то исходя из тех решений, которые он когда-то принимал. Хамбо лама Аюшеев сказал, что в соответствии с буддийским учением в своей работе мы должны придерживаться того, как Этигэлов бы это воспринял. Мы должны относиться к нему как к личности. Именно как к личности, а не как к божеству (это, само собой, и так понятно). И третий был наказ: никаких фондов не создавать. Так мы начали работать.

Сначала всего боялись. Первые полгода мало кто спал. Я каждое утро просыпалась со страхом: что же случилось с телом? Но когда прошло полгода, мы перестали бояться. Ламы круглосуточно следили за телом. В январе тело стало давать знаки. Повысилась влажность. Ламы поняли и передали нам: „Идите, ищите то, не знаю что“. Этигэлов еще при жизни в 1920 году заложил в землю священные сосуды. Эти священные сосуды предлагаются Хозяину земли в качестве дара. И в то же время они являются катализатором положительной энергии, очищают природную среду. В них находятся 25 разновидностей трав, 5 видов металлов... У нас была информация о том, что сосудов было четыре, и мы нашли эти места. Это было от его тела в радиусе четырех километров. Но выяснилось, что он заложил не четыре священных сосуда, а пять. Нам сказала об этом бабушка, которой 90 лет. Мы бегом от бабушки на это место. А когда нашли пятый сосуд, провели обряд — мгновенно влажность пришла в нормальное состояние. Мы понимаем — как он еще нам иначе скажет?

Также в первую очередь мы начали собирать сведения о нем: ходили по людям, по родственникам. Все было непросто, потому что люди в возрасте. Для них это очень сакрально. Мы по нескольку раз приезжали, беседовали. Также мы искали аналог такого состояния». А аналогов известно немного. Буддисты говорят, что великий Цзонхава пребывал в таком состоянии семь дней. Потом у него начали расти ногти.

По словам кандидата филологических наук В.П. Мазурика, возможно, подобным образом ушел из жизни основатель школы Сингон японский учитель Кукай: «В соответствии с одним из преданий, Кукай не умер, а вошел в глубокую медитацию и пребывает в ней до явления в мир бодхисаттвы Майтрейи (яп. Мироку-босацу) через много миллионов лет. То же рассказывают иногда и о Догэне, основателе дзэнской школы Сото. Однако, насколько мне известно, практики эксгумации погребенных в земле тел ни в синтоизме, ни в японском буддизме нет, так что аналогов случаю с Хамбо ламой, видимо, найти не удастся». Все же нашему западному мышлению требуется разобраться, с чем же мы имеем дело. И некоторые ученые проливают свет на это явление.

Андрей Стрелков, тибетолог, кандидат исторических наук: «Что стоит за этим фактом? Прежде всего, это — не чудо. Данный феномен находится в согласии с буддийскими представлениями о человеке и очевидно показывает их правоту... Каковы буддийские представления о человеке, допускающие явление нетленности тела и другие феноменальные проявления, непостижимые для современной науки и медицины? Помимо „грубого“ физического тела (кости, сухожилия, плоть, кровь и т. д.), доступного обычному наблюдению, человек обладает особым, не наблюдаемым ни одним прибором, „тонким“ телом... „Грубое“ тело базируется на „тонком“... Достигая высшей стадии йоги, шестой по счету, — особого состояния „самадхи“, йогин в состоянии полностью останавливать жизнедеятельность своего „грубого“ тела. Такое тело кажется умершим, но является нетленным, так как „тонкое“ тело продолжает функционировать... Явление Хамба ламой Даши-Доржо Этигэловым нетленности тела демонстрирует мощь буддийской Дхармы и является вдохновляющим примером для современных практиков буддийской йоги». Не зря, видно, Хамбо лама XXIV Дамба Аюшеев говорит, что для лам это тело — «учебное пособие».

Зачем он это сделал?

Какие мысли посещают человека, который решается оставить свое тело беззащитным на всеобщее обозрение? По словам Андрея Стрелкова, йогин, который практиковал подобную медитацию, либо поверял тело своим ученикам, либо уединялся перед погружением в самадхи в недоступное место и выставлял магическую защиту. Но уходить так, как Этигэлов, понимая, что, вероятнее всего, некому будет следить за телом (есть сведения, что Этигэлов предвидел грядущие исторические события), представляется большим риском и проявлением мужества. Наверное, до конца понять его мотивы можно, лишь возвысив сознание до его уровня. Но, столкнувшись с этим явлением, человек испытывает шок — сознание отказывается верить в то, что воспринимают органы чувств. Это благотворный шок, ведь он позволяет человеку откинуть скепсис примитивного всезнайства и расширить свое сознание за границы познаваемого. И мир становится не таким, как мы его себе представляли, а более таинственным и глубоким, наполненным тонкими связями, которых мы до этого не видели. Так, может быть, пришло время учиться мыслить по-другому, оценивать вещи по-другому, ставить иные жизненные цели и по-иному к ним идти?

Послание Хамбо Багши Даши-Доржо Этигэлова (завещание)
Благословенный Тремя Драгоценностями незабвенного Ламы, Способен совершенствовать свой Ум безопасно и постоянно,
Создавая возможность десяти важных встреч.
Богатство молодого друга, только в раннем накоплении благодеяний. Видение золотой горы Сумеру, подобно встрече с пятью Скандхами.

Не страдаете, в покое ли ваше особо драгоценное тело?
Будьте чистыми среди моря грязи опасного смутного времени,
Как цветок пяти Скандх, подобно раскидистому дереву держащее выросшее место.
Светлые и добрые ваши пять устремлений, не тронуты ли они инеем и градом?
Вот этими словами довожу Учение для воспоминания и сохранения! Нашедшего человеческую драгоценную свободную веру — трудно найти!

Встретившего Драгоценное Учение Будды - трудно встретить! К хозяину здешнему - Очирдари Ламе — трудно попасть и пообщаться!!!
Отдавшись обману опасных для жизни деяний,
Достигнув предела в этой жизни, и беззаботно шагая,
Подгоняемый красной энергией кармы своей,
Ведомый на встречу к хозяину смерти.

Во время ухода в очередной мир в одиночестве,
Всё твоё богатство, родные, любимые и близкие,
Оставаясь на родной стороне, не последуют за тобой.
Эти богатства безумно собранные и накопленные,
Превратятся в особый яд и будут бесполезными,
Так учили все предыдущие Будды. Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня
Практику Десяти Благих Деяний — незамедлительно!!!
Больше особо сказанного нет в моем окончательном послании,
Когда я пребываю в данной жизни.

Дополнение

В Сибири случилось чудо. Хотя, может быть, это розыгрыш? А кто-то считает, что наука способна объяснить это явление. Все зависит от того, чему вы больше верите. Все началось в 1927 г., когда духовный лидер российских буддистов собрал свою паству и сказал, что собирается умирать. В то время Даши-Доржо Итигилову, двенадцатому Пандито Хамбо-ламе, было 75 лет. Он попросил всех собравшихся "собраться и посмотреть на мое тело" через тридцать лет. После этого он сел в позу лотоса, начал медитировать, потом начал читать молитву, обращенную к мертвым, и умер.

На протяжении долгих лет Советской власти всем верующим в России было очень тяжело. Буддисты Бурятии, бедного сибирского региона у монгольской границы, не стали исключением. Советский Союз, которым руководил Сталин, подавлял почти все религиозные движения. Сотни лам были расстреляны. Власти разрушили 46 буддистских храмов и монастырей.

После Второй Мировой войны Сталин немного смягчился и разрешил буддистам восстановить монастырь под Иволгинском, в пустынной долине, расположенной в 35 км. от столицы Бурятии, города Улан-Удэ. Однако религиозные обряды были строго запрещены. Когда прошло 30 лет (в может быть 28, точно сказать нельзя), последователи Итигилова выполнили поручение духовного лидера и эксгумировали его останки на кладбище Хухе-Зурхен. Они нашли тело Итигилова в позе лотоса и без каких-либо признаков разложения. Лама смог победить силы природы.

Сталин умер, но советская власть оставалась безграничной. Буддисты тайно перезахоронили Итигилова, наполнив деревянный гроб солью. (Неизвестно, повлияло ли это на последующие события). "В те годы говорить о таких вещах было нельзя, - сказал двадцать пятый Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев. - Вернуть его в храм было невозможно, это было запрещено. Мы перезахоронили его". В отличие от тибестких лам, которые занимают свои посты пожизненно, Пандито Хамбо-ламы избираются другими ламами на сравнительно непродолжительный срок.

На этом история могла бы закончиться, если бы не молодой лама Бимба Доржиев, который заинтересовался необычной историей и решил разгадать тайну Итигилова. Он разыскал восьмидесятивосьмилетнего Амгалана Дабаева, отец которого присутствовал при вскрытии гроба. Дабалаев лично видел Итигилова и согласился показать Доржиеву могилу. 11 сентября, через 75 лет после смерти Итигилова, тело ламы еще раз было извлечено из земли - на это раз в присутствии десятка свидетелей, в том числе двух специалистов по судебной медицине и фотографа. Ламы, открывавшие гроб, надели хирургические маски, но это было ни к чему. Тело Итигилова прекрасно сохранилось. Хамбо-лама приказал отвезти тело в Иволгинск, где его торжественно встретили звоном колоколов и песнопениями. Тело перенесли на второй этаж одного из четырех храмов монастыря, где оно и остается до сих пор.

Двенадцатый Хамбо-лама родился в 1852 г. Буддистские хроники рассказывают, что он рано стал сиротой. В возрасте 16 лет Итигилов пошел учиться в религиозную школу, чтобы стать ламой. Он служил в нескольких бурятских монастырях. В 1911 г. он стал одним из девяти кандидатов на пост Хамбо-ламы. Губернатор царя в Иркутске утвердил его кандидатуру. Рассказывают, что Хамбо-лама Итигилов постоянно укреплял веру местных буддистов, особенно бурят, потомков кочевых монголов, проживающих в этом регионе более 30 веков. Он публиковал религиозные трактаты, объединял разрозненные религиозные фракции. Большинство российских буддистов - по оценкам их около одного миллиона - исповедуют тибетский желтый буддизм. Верховый духовный лидер этого направления - Далай Лама.

Иволгинский монастырь - это российская Лхаса. Каждый день сюда приходят сотни верующих. Хамбо-лама Аюшеев говорит, что пока не решил, что делать с телом Итигилова. Многие считают, что тело останется в храме и будет привлекать еще больше посетителей. Владислав Козельцев, эксперт московского Центра биомедицинских технологий, который отвечает за сохранение тела Ленина (умершего в 1924 г.) в мавзолее на Красной площади, сказал, что соль могла бы замедлить процесс разложения, но одной соли для этого недостаточно. Он говорит, что другими факторами могут быть почва и материал, из которого изготовлен гроб, но скорее всего в организме Итигилова нарушена работа гена, который ускоряет процесс распада клеточной структуры после смерти. "Нельзя исключать также возможность, что тело было тайно бальзамировано", - добавил эксперт. Хамбо-лама Аюшеев утверждает, что тело сохранилось потому, что Итигилову удалось достичь очень высокого уровня существования посредством медитации "шунъята", "пустота". Он понимает, что многие воспримут его заявление со скепсисом. Он даже согласился показать сомневающемся посетителю тело Итигилова. Мы вошли в храм, поднялись по узкой деревянной лесенке и оказались в темной комнате. Итигилов сидит в позе лотоса на простом столе. Вокруг него стоят свечи и металлические чаши с маслами.

На Итигилове золотая рубашка, у него на коленях лежит голубая лента. Глаза закрыты, черты затуманены, но форма лица и нос очень похожи на те, что можно увидеть на фотографии 1913 г. Ногти аккуратно пострижены, руки не окоченели. Кожа немного загрубела, но все-таки достаточно мягкая. На голове - короткая стрижка. "Многие не видят очевидного, - говорит Хамбо-лама Аюшеев. - Многие ничего не понимают, даже посмотрев на него".



вверх



Карта сайта
Обратная связь