Джоконда (Мона Лиза) Джоконда (Мона Лиза) - Леонардо да Винчи  
AminPRO

Карта сайта / Главная / Уникальные творения Человека /


Будучи высшей точкой, вершиной творчества Леонардо, это полотно является как бы кристаллизацией его гения, сокровенных мыслей и вдохновения. О Моне Лизе известно очень мало, кроме нескольких незначительных фактов, и потому трудно ответить на очень важный вопрос, часто задаваемый и обсуждаемый: была ли она просто красивой моделью для Леонардо или же она была его музой и даже любовью, во что многие хотели бы верить. Есть некоторые факты, подтверждающие правильность последнего предположения, и это, возможно, объясняет особое волшебство картины. Но какова бы ни была правда, какой замечательной, должно быть, являлась она личностью, если сумела вызвать все лучшее в этом гиганте Ренессанса! Она помогла этому гению оставить потомкам уникальный шедевр, вдохновляющий тысячи и тысячи людей на протяжении веков. Огромное воздействие окружающих людей на художников слишком хорошо известно, даже если сами эти люди оставались в тени. Взаимодействие личностей модели и художника, особенно если их связывают взаимная симпатия и влечение, часто приводит к созданию шедевров.

   Статьи близкие по теме: 
   ----------------------------------------------------------------------
   Леонердо да Винчи - император загадок
   Загадки "Данаи" Рембрандта
   Мачу-Пикчу - последний оплот инков
   Статуя Давида мастера Микеланджело
   Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро
   Римский Колизей
   ----------------------------------------------------------------------

В данном случае Моне Лизе было дано пробудить в Леонардо такое вдохновение, что он создал одно из прекраснейших сокровищ мира. Бессмертный ореол, окружающий все творения этого величайшего гения, подтверждают его собственные слова: "Если человек добродетелен, не прогоняйте, а почитайте его, чтобы у него не было причин оставить вас. Если вы встретитесь с такими людьми - почитайте их, так как они Боги на этой Земле и достойны такого же поклонения, как священные статуи и образы". Хотя до сих пор ведутся споры о том, чей же образ мастер запечатлел на своем полотне. Общепринятым считается мнение, что прототипом изоб­раженной на портрете женщины является жена флорентийца Франческо ди Джокондо, чье имя - Мона Лиза - стало вторым, обиходным, на­званием картины. Портрет Моны Лизы - вершина творчества Леонардо да Винчи. По сравнению с предыдущими портретами данная работа намного более со­вершенна. Впервые за всю историю живописи портретный образ выпол­нен столь же значительно, что и образы других живописных жанров. Поразительна художественная глубина произведения. Техника написа­ния портрета доведена мастером до совершенства. Да Винчи использует здесь новый технический прием - сфумато, суть которого заключается к нечетком, размытом написании линий контура. Благодаря этому создается ощущение взаимопроникновения отдельных образов композиции, гармоничного слияния человека и природы. Пристально, неотрывно смотрит Джоконда на зрителя. Ее спокойный взгляд излучает ум и волю. Улыбка Джоконды необычайно притягательна, обворожительна, маняща. Она не просто улыбается, а интригует зрителя. Улыбаясь, Джо­конда не выказывает пренебрежения или превосходства, просто она спо­койна, полна самообладания и уверена в себе. Сила человеческой личности, единство духа и разума - вот одна из особенностей леонардовского портрета. От Джоконды исходит ощуще­ние внутренней свободы, душевной гармонии, сознания собственной зна­чительности.

Пейзаж, открывающийся за спиной Джоконды, выполнен в светлых тонах и словно является продолжением ее образа. Фигура девушки гар­монично сливается с окружающим природным ландшафтом, что помогает выразить основную идею картины: внутренний мир человека многогранен, прекрасен и необъятен, как и мир природы. Однако человеку не суждено полностью познать окружающий его мир. Возможно, именно эти тщетные попытки человека проникнуть в сущность всего живого и вызывают на устах Джоконды ее знаменитую улыбку. Современники Леонардо были поражены достигнутым сходством, необыкновенной жизненностью портрета. Иногда кажется, что можно почувствовать дыхание Моны Лизы, если приблизиться к ней. На самом деле значение этой работы гораздо более широко: портрет Джоконды можно рассматривать как образ человека эпохи Возрождения. Предста­вим, что Джоконда исчезла, осталась только ее загадочная улыбка... И даже если предположить, что исчезла вся цивилизация, а сохранилась лишь улыбка Моны Лизы, волшебная сила ее могла бы вновь возродить человечество.

Завершив работу над портретом Джоконды, автор уже не расставал­ся с ним. После его смерти картина перешла к королю Франции Фран­циску I, который поместил ее в своем дворце - Лувре, где она нахо­дится до сих пор. Джоконда и сейчас дарит людям свою загадочную улыбку, заставляя задуматься о необъятности нашего мира, о жизнен­ных ценностях и приоритетах, о гармоничном слиянии человека с природой и искусством.

Занимательные факты и история вопроса

21 августа 1911 года картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" ("Джоконда") была похищена из музея Лувра. Ее искали целых два года. За это время музей не только не понес убытков, но и, напротив, ощутил резкий приток посетителей. Пока "Джоконда" отсутствовала, Лувр посетило народу больше, чем за предыдущие 12 лет. Зеваки валом валили смотреть на то место, где висела "Мона Лиза".

***

Британские СМИ от 26.01.2011.
Мона Лиза с картины Леонардо да Винчи была не женой флорентийского купца Лизой дель Джокондо, и не дочерью миланского герцога Бьянкой Сфорца, как недавно заявила исследовательница Карла Глори, а юным подмастерьем художника. Звали его Джан Джакомо Капротти, он работал у Леонардо с 1490 по 1510гг. и за свои проделки заслужил прозвище Дьяволенок, полагает глава Национального итальянского комитета по охране культурного наследия Сильвано Винчети.

По мнению ученого, Леонардо написал с Дж.Капротти два портрета Иоанна Крестителя и одного ангела. Все перечисленные персонажи похожи друг на друга и одновременно имеют сходство с Моной Лизой. Вдобавок, Дж.Капротти стал героем нескольких эротических набросков мастера, из чего С.Винчети сделал вывод, что между живописцем и подмастерьем могла быть любовная связь. Между тем другие историки искусства к предположениям С.Винчети относятся скептически, сообщают британские СМИ.

Рисунки и эскизы Мастера

Картина Леонардо да Винчи - две мадонны Рисунок Леонардо да Винчи - лицо женщины 01 Рисунок Леонардо да Винчи - лицо женщины 02 Рисунок Леонардо да Винчи - лицо пожилого человека Рисунок Леонардо да Винчи - воин Рисунок Леонардо да Винчи - старик и молодая женщина Рисунок Леонардо да Винчи - лицо старика Рисунок Леонардо да Винчи - лицо женщины 03



***

Агентство РИА Новости, Москва, 25.09.2015

Итальянские исследователи заявили, что им, возможно, удалось обнаружить останки женщины, которая была изображена на известной картине Леонардо да Винчи "Мона Лиза", сообщает агентство Рейтер.

Современные технологии пока не позволяют с точностью определить, действительно ли найденные останки принадлежат Лизе Герардини, жене флорентийского купца Франческо дель Джокондо, которая, как считается, позировала для Леонардо да Винчи. Несмотря на тот факт, что личность женщины точно не известна, многие историки убеждены, что это была именно Герардини. Многие археологи начали поиски ее останков в монастыре, где она провела последние дни своей жизни.

В процессе работ по поиску останков археологи вскрыли фамильный склеп семьи Джокондо для проведения анализа ДНК. В ходе раскопок были найдены останки многих людей, однако анализ показал, что останки лишь в одной из могил относятся к периоду, когда жила Лиза Герардини. По словам Сильвано Винчети, возглавляющего государственный комитет Италии по развитию исторического и культурного наследия, документация о месте захоронения и результаты научных исследований убедили его в том, что найденные останки принадлежат Герардини. "Если бы вы спросили меня лично, что я думаю, я бы сказал, что убежден, что мы нашли ее", — заявил Винчети журналистам. Как отмечает агентство, несмотря на этот позитивный тон, результаты находки менее впечатляющие, чем планировали ученые. Два года назад Винчети заявлял журналистам, что он надеется найти череп Герардини и воссоздать ее лицо, чтобы сравнить его с изображением Леонардо да Винчи, тем не менее череп найти не удалось. Однако, по его словам, он удовлетворён результатами.

Другие эксперты более осторожны в своих оценках, они утверждают, что, учитывая состояние найденных фрагментов тела, невозможно быть до конца уверенным. По словам профессора антропологии Болонского университета Джорджо Группиони, результаты научных экспертиз не позволяют утверждать, что шансы обнаружения останков Моны Лизы "очень высоки". "Мы надеемся, что современные технологии в конечном итоге позволят нам провести ДНК-анализ и установить, что найденные останки принадлежат Герардини", — заявил Группиони. "Мона Лиза", также известная как "Джоконда", считается одним из самых известных произведений живописи в истории. Написанная Леонардо да Винчи в 1503-1505 годах, картина хранится в Лувре в Париже.




вверх



Карта сайта
Обратная связь