Замок Шенонсо Дамский замок Шенонсо  
AminPRO

Карта сайта / Главная / Уникальные творения Человека /


В XIII в. феод Шенонсо и соседствующий с ним феод Уд получил сеньор де Марк, амбуазский вассал. В 1360 г. Дю Гесклен выбил отсюда англичан, которые занимали эти земли вопреки договору в Бретиньи. В 1412 г. Жан I де Марк сдал свои замки английским войскам, но Карлу VII удалось их отвоевать (при этом они сгорели). Король присоединил Шенонсо к Амбуазу, у которого он находился в вассальной зависимости. 3 апреля 1432 г. Карл VII дал Жану II право восстановить и фор-тифицировать свой замок, что и было сделано к 1435 г. Он был возведён на прямоугольном кирпичном фундаменте, спускаясь с южной стороны к реке Шер и окружённый с других сторон глубокими рвами. Мостом он был соединён с фортифицированной мельницей, стоявшей на двух пирсах.

   Статьи близкие по теме: 
   ----------------------------------------------------------------------
   Королевский замок Шамбор в долине реки Луары
   Узники замка Иф
   История Лувра
   Капелла Медичи
   Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame)
   Аббатство Мон Сен Мишель
   История храма Христа Спасителя - как это было
   ----------------------------------------------------------------------

С 1460 г., после смерти Жана II, родовое достояние оказалось под угрозой: Пьер, старший из детей, проматывал наследство. За этим пристально наблюдал турский финансист короны Тома Бойе. Его отец, Остремуан Бойе, из Оверни, прибыл в Турень вместе с Карлом VII, чьим секретарём он был (а позднее — секретарём Людовика XI и Карла VIII). Возведённый в 1490 г. Карлом VII во дворянство, он вступил в альянс с семейством турских финансистов дю Пра (один из этого семейства позднее стал советником Франциска I). А Тома женился на Екатерине Брисоне, дочери суперинтенданта финансов, тоже из Турени, и сделал успешную карьеру при трёх королях: Карле VIII, Людовике XII и Франциске 1 (при последнем он был казначеем итальянских войн). Получив рыцарский чин от Шарля д'Амбуаз под стенами Генуи, он был назначен королевским главнокомандующим в Италии, где и скончался в 1524 г. Такая блестящая карьера нуждалась в достойном жилье. Бойе построил роскошный дворец в Туре (от него остался только камин, перенесённый в замок Плесси-ле-Тур) и задумал завладеть землями Шенонсо.

Он терпеливо и в тайне скупал закладные и кредиты на близлежащие феоды в Сивре, Франкёй, Круа, Блере, Лузине, Сен-Жорже, Шиссе и Шиссо. 27 апреля 1496 г. Тома купил сеньорию Уд, составную часть домена, и выстроил там манор, от которого до наших дней дошли лишь некоторые части. А 3 июня 1496 г., он вынудил де Марка продать Шенонсо за 7374 ливров и 10 су (по тур-скому курсу). Наследники де Марка возбудили судебное разбирательство, оспаривая законность сделки, но Бойе в 1512 г. выиграл процесс и стал титулованным владельцем Шенонсо. Из итальянских походов он вернулся очарованным удобными и открытыми загородными виллами. В те времена перед королями, придворными, буржуа, пополнявшими ряды дворянства, стояла альтернатива: или переоборудование старого замка, или строительство совсем новой резиденции. Тома и его супруга пошли по первому пути. В 1513 г. он нанял, для "модернизации" башни "Марк", артель строителей, уже овладевших новым опытом в Туре, Амбуазе и Блуа. Они построили сдвоенную лестницу, выходящую на террасу, под которой открывался спуск в нижний сводчатый зал. Фронтон, дверные рамы и декор парадного входа в боковую башенку с пилястрами и капителями с русалками и крылатыми гениями полностью отвечали итальянскому вкусу. Изощрённые декораторы украсили в том же стиле и пилястры, обрамляющие широкие лопастные окна, открытые к Шеру, и камины в двух залах, стоящих друг над другом. Старая цитадель, увенчанная церемониальным парапетом, была украшена двумя слуховыми окнами и одним коническим фонарём.

Сначала Бойе хотел только переделать покои де Марка, но потом изменил свои намерения и, оставив центральный форт и колодец, снёс всё остальное. Новый замок был построен в 1515-22 гг. на сваях старой мельницы, в тот же период, когда в Блуа строился флигель Франциска 1. В 1515 г. Тома ушёл в третий итальянский поход, затем в 1521 г (вместе с Лотреком) и в 1524 г. опять воевал в Италии (в 1524 г. он там и скончался). Из-за его долгих отлучек строительством руководила его супруга Екатерина. Она наняла артель высоклассных туренских строителей, обученных в позднеготической школе, которая расцвела тогда в Туре, торговом и королевском городе. Однако они были вполне восприимчивы к итальянским архитектурным и художественным урокам. Итальянцы, привезённые Карлом VIII, работали тогда в Амбуазе и Блуа, а их подмастерья, связанные корпоративными отношениями и всегда готовые к учёбе, распространяли по долине Луары новые навыки. Наконец, на общую тональность ансамбля повлиял уже выполненный другими мастерами декор башни "Марк". План особняка соответствует конфигурации фундамента, образованного двумя пирсами снесённой мельницы, которые были соединены аркадой. Этот фундамент представляет собой квадрат со сторонами длиной 30 м. На нём был возведён павильон, обрамлённый коническими башенками, а с восточной стороны — двумя выступами (в одном разместили капеллу, в другом — зал и кабинет).

Каждый этаж разделён пополам коридором, идущим параллельно течению реки, таким образом, одна половина этажа обращена к восходу солнца, другая — к закату (в каждой половине — по два главных зала). Между залами, выходящими на речную стремнину, поставлены прямые лестничные марши, перпендикулярные осевому коридору. Эта двухмаршевая лестница в итальянском вкусе — значительное нововведение по сравнению с тем, что в то же самое время король строил в Блуа и Шамборе, усовершенствованные, но всё же старомодные, винтовые лестницы (по типу спирали Сен-Жиль).

Новая композиция замка, ограниченная существовавшим фундаментом, позволила избежать чрезмерную грузность. Высокие башенки, пропорции оконных проёмов, слуховые окна, балконы — всё это привело к прекрасным эстетическим и бытовым качествам. Верхняя часть высоких пирсов для удобства была принижена (ещё раньше снизили ближний к берегу пирс — для размещения жерновов). Над северо-западной частью первого пирса были построены кухни под круглым сводом. От них к воде спускается закрытая лестница, использовавшаяся ло-дочн-иками в качестве причала для разгрузки. На восточной части располагается небольшой и ма-лоосвещенный зал, возможно, служивший погребом. Деревянные сходни под аркой ведут ко второму причалу, рядом с которым находятся кладовая комната с ребристыми сводами в два пролёта и небольшая мясная кладовка с круглым сводом.

Северной и западный фасады павильона аналогичны один другому, за исключением центральных окон На северном фасаде два пилястра, украшенных по образу башни "Марк" и обрамляющих парадный вход, поддерживают балкон, стоящий на двух консолях. С западной стороны два больших окна освещают лестницу, а нижний оконный проём оформлен в виде балкона. Оба фасада, сверх того, украшены изящным фризом с орнаментальным узором и балясинами, а также слуховыми окнами, увенчанными декоративными фронтонами с пинаклями — мотивы, позднее повторенные, среди других, в Шамборе. Возможно, что южный фасад, замаскированный позднейшей галереей на мосту, был таким же, как северный и западный. Чета Бойе достигала свои владения на левом берегу и свой манор де Уд, передвигаясь на лодке Тома удалось получить от короля право на возведение моста (Шер был судоходной рекой). Король подписал разрешение в декабре 1517 г, в Плесси-ле-Тур, но ни Тома, ни его вдове, скончавшейся два года спустя после смерти супруга, в 1526г, выполнить проект не удалось.

Старший из их девяти детей, Антуан, пошёл по стопам отца и женился на дочери генерального казначея Поншера, но тут же пал жертвой операций короля, направленных против его кредиторов, которые были связаны друг с другом. Тогда повесили Бон-Санблансе, 80-летнего старца, а также тестя Антуана. Ему самому пришлось отвечать перед судом, по приговору которого опечатывалось имение и ему надлежало вернуть в казну 90 тысяч ливров Он был вынужден продать свой замок, по соглашению с братьями и сестрами, Франциску I, который в 1538 г остановился здесь вместе с Карлом V, а затем приезжал сюда на охоту.

Генрих II, помимо других даров, предложил Шенонсо своей алчной фаворитке Диане Замок был собственностью короны и Диане пришлось прибегнуть к уловке. Сделка между Франциском 1 и Бойе была аннулирована, и последний опять оказался владельцем замка и... должником. Диана купила эти земли в личную собственность, ничего, правда, не заплатив, а король простил Бойе долги и восстановил его на службе. Диана повела новое хозяйство по-деловому, подолгу здесь жила, порой вместе с Генрихом II. В 1551 г. она разбила, на правом берегу реки, выше замка, фруктовые сады размерами до 2 га, оградив их глубокими канавами с кирпичным ложем и поручив садоводство опытным туренским землевладельцам.

Королевский архитектор Филибер Делорм построил в 1555 г. Шато д'Ане. Ему же было поручено мосто-строительство через Шер, задуманное ещё четой Бойе. Работы начались в 1556 г. Мост на пяти полукруглых арках закончили к смерти короля, но элегантная верхняя галерея ещё не была построена. За работу заплатили 9 тысяч ливров из королевской казны. Вдова короля Екатерина Медичи с некоторым трудом заставила бывшую фаворитку вернуть замок короне, дав ей, однако, взамен имение Шомон, приносившее даже больший доход. Королева имела великие планы насчёт Шенонсо. Её архитектор Бюйан должен был вмонтировать существующий замок на Шере в качестве небольшого павильона в грандиозный дворец. Замыслы осуществились лишь частично. На сводах пирсов, вверх по течению реки, было пристроено двухэтажное здание с мезонином для капеллы и библиотеки, что утяжелило стройный фасад (эту пристройку разобрали в 1865—75 гг.). Кроме того, в 1580—85 гг. по проекту Делорма были сооружены дворовое крыло, три павильона, соединённые двумя низкими зданиями, и галерея с куполами. Эти наружные здания предназначались для придворных матери-королевы, церковного причта и слуг. Затем для Екатерины построили двухэтажную галерею на мосту, украшенную элегантными слуховыми окнами и поставленную в одну линию с западным фасадом. В целом галерея вышла несколько тяжеловеснее, чем планировал Делорм. Павильон, который должен был замкнуть мост на левом берегу, так и не закончили. Проживание Екатерины в замке, несмотря на гражданскую войну, было отмечено рядом пышных торжеств.

В конце марта 1560 г., после кровавой расправы в Амбуазе, двор появился в замке и устроил "триумф" в честь Франциска II и его супруги Марии Стюарт. За оформление торжества взялся блестящий художник Ле Приматис, создавший убранство, достойное античности "Триумф" длился до 6 апреля. Двор вернулся сюда в марте 1563 г., после заключения Амбуазского мира, и поставил театральные представления, в которых в качестве актрис выступали дочери офицеров известного "летучего эскадрона" королевы. Замаскированные под нимф, затем под крестьянских девушек, они должны были изображать сцены соблазнения сатиров и пастухов, роли которых играли придворные. Постановки давались в необычайно свободной атмосфере. Эти праздники шли до 22 апреля. Вершиной развлечений в Шенонсо стала оргия с переодеваниями, которую королева организовала для своего сына, Генриха III и герцога Анжуйского. Король и его свита оделись в женские одежды. Их обслуживали фрейлины королевы в растрёпанных мужских одеждах, простоволосые, готовые к любым услугам.

Луиза Лотарингская, супруга Генриха III, узнав в Шенонсо об убийстве короля, навсегда облачилась в белое — траурный цвет королев и замкнулась в своих аппартаментах, украсив их похоронными символами. Она жила благочестиво и скудно, тревожимая кредиторами матери-королевы (в 1598 г ей даже было предложено продать замок), Генрих IV и его фаворитка Габриэлла д'Эстре освободили Луизу от забот, благодаря важной её услуги: ей удалось образумить своего брата Филиппа Лотарингского, герцога де Меркёр и последнего вождя католический Лиги Луиза умерла в 1601 г,, завещав имение Сесару, герцогу де Вендом и законному сыну Генриха IV и Габриэллы д'Эстре, женатому на племяннице Луизы, Франсуазе Лотарингской де Меркёр.

После смерти Генриха IV в Шенонсо поселилась герцогиня де Меркёр, тёща Сесара. Она прожила здесь 12 лет, ухаживая за поместьем. Герцогиня была женщиной набожной и даже поселила в мезонине 12 капуцинок, которые прожили в замке до 1634 г. — 11 лет спустя после смерти их благотворительницы.

В 1773 г. герцог де Вендом-Бурбонский продал замок за 180 тыс. ливров Клоду Дюпену. Этот Дюпен, сборщик налогов из Шатору, однажды оказал важную услугу банкиру Самуэлю Бернару и его любовнице мадам де Фонтень, за что был вознаграждён рукой мадмуазель Луизы-Марии-Мадлены де Фонтень и концессией. У Дюпена от предыдущего брака был сын, который получил имение Франкёй и стал зваться Дюпеном де Франкёй (он жил вместе с отцом и мачехой). При Дюпенах Шенонсо был реставрирован и вновь приобрёл свой прежний блестящий вид. Семья проводила в поместье каждую осень в окружении друзей и знакомых не только из финансового мира, но и из мира литературы, искусства и науки. Многие видные деятели культуры XVIII в. — от Мариво до Вольтера — посещали Шенонсо, где секретарём Дюпена и учителем его испорченного сына служил Жан-Жак Руссо. Ребёнок вырос в дебошира и умер в 1767 г. в ссылке на Маврикии. После смерти Дюпена в 1769 г. в возрасте 88 лет бездетная вдова перенесла свою привязанность на внука супруга. Последний в свои 62 года вторично женился на Марии-Авроре, дочери Мориса де Сакса и танцовщицы и вдове побочного сына Людовика XV, графа де Хорн. От этого союза появился Морис Франсуа Дюпен, ставший, Е свою очередь, отцом Амандины Авроры Люси Дюпен более известной под именем Жорж Санд. Знаменитая писательница оставила воспоминания о днях проведённых ею в Шенонсо.

Луиза-Мария-Мадлен Дюпен тихо скончалась в замке е 1799 г., счастливо избежав революционных репрессий аббат Леконт, приходской священник, убедил ревком, чтс разрушение замка, осуществлявшего единственную связь лежду Моришаром и Блере, будет противно народным интересам. Последний наследник Дюпенов продал в 1863 г имение мадам Пелуз, сестре Даниэля Вильсона и весьма любвеобильной особе. Она отреставрировала замок, использовав виды Андруэ дю Серсо. В настоящее время замок принадлежит семье Менье, которая поддерживает несравненную гармонию архитектурных памятников, садов и собраний произведений искусств.

Замок Шанонсо Франция 01 сверху Замок Шанонсо Франция 02 Замок Шанонсо Франция 03 Замок Шанонсо Франция 04 сверху Замок Шанонсо Франция 05 внутри





вверх



Карта сайта
Обратная связь