Инквизиция Инквизиция и Ересь (версия)  
AminPRO
Карта сайта / Главная / Исторические тайны /


        Ересь - сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения

В этой заметке постараемся обратить внимание на основную и главную функцию Инквизиции — борьбу с еретиками. Оговорюсь: у меня нет цели приводить бесконечные статистические выкладки, сводя баланс жертв — оставим это специалистам. В отличе от «охоты на ведьм», документов о которой мало из-за второстепенного характера направления деятельности, искоренение ереси вылилось в тысячи и тысячи протоколов, приговоров и прочей документации, а разбираться с этим массивом по плечу только профессионалам в данной области. Я хочу остановиться на главном — на ереси.

   Статьи близкие по теме: 
   ----------------------------------------------------------------------
   Убийство первого инквизитора Арагона
   Папесса Иоанна - миф или реальность
   История династии Меровингов
   Бальтазар Косса - от пирата до папы римского
   Тайны и пророчество примет Конца Света
   Благодатный огонь накануне Пасхи
   Поиски Ноева Ковчега - версии, артефакты
   История обретения иконы Иверская Божья Матерь с горы Афон (Вратарница) и почему нам нельзя ее потерять
   Корень Мамврийского дуба дал росток
   ----------------------------------------------------------------------

Была ли ересь преступлением, достойным наказания и костра в пиковом выражении?

Этот вопрос — базовый. Ведь если нет, то Инквизиция была подлинным порождением параноидального ума, «общественного бессознательного» мракобесного католичества. Повторю еще раз: любые пытки и сожжение на костре — это преступление и мерзость в не зависимости от степени вины фигуранта. Однако морализировать в отношении людей Средневековья не считаю возможным. Ведь не нам, детям 20 века, осуждать прадедов за жестокость после печей Майданека и Треблинки, опытов над заключенными в Дахау и отряде 731, газовых атак Ипра и Осовца и грандиозных аутодафе Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки. Вопрос сейчас не в жестокости, а в отношении преступления и наказания, и втом, имела ли церковь право на экстремальные формы «духовной самозащиты».

О еретиках

Говоря о зверствах Инквизиции по отношению к катарам и, позже, иудеям и мусульманам, справедливо вспомнить о поведении «жертв». Слово «жертвы» я сознательно ставлю в кавычки. Катары Окситании вовсе не были невинными овечками, мирным, безответным населением, которое терроризировала тоталитарная власть. Окситания — огромная область юга Франции, которой управляли феодальные сеньоры, сознательно поддерживавшие катаров. Раймунд 6 Тулузский — один из могущественных владык «Лев Лангедока» представлял вполне реальную военную силу, сопротивлявшуюся центобежным устремлениям королевской власти, будучи форменным сепаратистом. Таким образом, ересь катаров стала идеологическим наполнением повстанческого движения, которое привело к полноценной войне. А война — это всегда пиковые выражения конфликта в виде избыточной жестокости. Надо понимать, что жестокость эта была обоюдной и не католики ее начали. Т.е., борьба шла еще и в политической сфере, а не только в религиозной. Причем, Инквизиция (после военной победы) привела силовую составляющую борьбы в строго упорядоченные рамки, что было несомненным прогрессом по сравнению с легендарным принципом Симона де Монфора «убивай всех — Господь узнает своих».

Если говорить о Испании 1480-90 гг., то мусульманское и иудейское население попадало, говоря современным языком, в категорию «неблагонадежных», ведь Испания заканчивала Реконкисту и боролась за централизацию власти. А в то время, когда национальные государства еще не сложились, единственной универсальной скрепой страны была религия. Таким образом, человек, исповедующий чужую веру, автоматически превращался в чужака. А от чужака до врага дорога крайне короткая. Тем более, если человек для проформы принимал католичество, а сам втайне продолжал исповедовать, например, иудаизм, то он превращался из чужака в предателя, с которыми во время войны может быть только один разговор.

Собственно духовная составляющая ереси, с которой боролась Инквизиция, заслуживает отдельного внимания. Ведь мы привыкли считать веру делом сугубо личным и внутренним. Если отвлечья от того, что религия исполняла роль официальной государственной идеологии (попробуйте публично пойти наперекор официальной идеологии в любом современном государстве — поглядим как сложится ваша судьба), то религиозная община всегда, подчеркиваю: ВСЕГДА заботится о «чистоте рядов», не важно, католики это, или старообрядцы. Причем, в экстремальные моменты истории, борьба может принимать экстремальные же формы. Римские императоры требовали приносить жертвы Юпитеру и своим собственным изображениям, монгольские ханы-тенгристы заставляли послов очищаться огнем и так далее, причем, неуступчивость в вопросе могла стоить жизни (и часто стоила). Так неужели католики не имели права защищать свою веру доступными средствами? Удивительный феномен: современное общество установило четкое табу на осуждение группы людей, объединенных религиозным или национальным признаком. Есть ровно одно исключение — христиане. О христианах можно говорить буквально все, что душа пожелает — публично, приватно, как угодно. И это считается признаком, если не хорошего тона, то толерантности и широты взглядов. Так вот, было время, когда подобная «широта взглядов» не поощрялась. Причем, ровно настолько, насколько сегодня мусульмане или иудеи защищают свою религиозную самость.

Инквизиция, при этом, будучи «цепным псом Церкви» проявляла удивительную дотошность и удивительную мягкость. Казалось бы: надо извести сволочных катаров под корень — так пускай рыцари Монфора выжигают Окситанию и дальше! Им просто не надо мешать и катары кончатся физически. Но нет, сразу после военной победы Икнвизиция установила юридичскую процедуру, выступая не как каратели, но как полиция, прокуратура и суд. Что, согласимся, куда лучше карателей. Например, великий Инквизитор Лангедока Бернар Ги имел юридическое образование и четко придерживался принятых тогда процессуальных норм.

Самым прославленным инквизитором стал, конечно, фра Томазо Торквемада

Не хочу его обелять, потому что амнистия списком — такая же преступная глупость, как и обвинение списком — надо разбираться в каждом случае отдельно. Остановлюсь только на статистике, которая для Испании хорошо известна. Итак Торквемада правил Инквизицией Арагона и Кастилии с 1483-1498 гг. За это время сожжено на костре 8 800 человек — 585-587 человек в год, изгнано, подвергнуто конфискации имущества (полной или частичной), приговорено к тюремным заключениям разных сроков, подвергнуто церковному покаянию — 90 000 человек — 6000 в год. Если взглянуть на всю историю Испанской Инквизиции с 15 по 18 век, цифры таковы: с 1481 г. по 1820 г. сожжены 34658 человек (102 человека в год ), убиты под пыткой, скончались в заключении во время дознания, 18049 ( 53 человека в год ), приговорены к различным наказаниям (см. выше) — 288214 ( примерно 850 человек в год ).

Цифры таковы — много это или мало зависит от точки зрения. Если лично вы оказывались под прессом Инквизиции (особенно в случае судебной ошибки, которая всегда имела место) — это превращалось в суровое жизненное испытание и, даже, трагедию. Было ли внимание Инквизиции гарантированной смертью и мучением? Однозначно нет. В основном, человек отделывался «легким испугом» и только рецидив, упорствование в заблуждениях могли привести к чудовищному финалу. В третий раз повторю: никаких оправданий, только цифры и общие данные. Оценка — дело субъективное. Однако вспомним, что 14 месяцев власти Максимилиана Робеспьера (совсем не католика) убавили население Франции приблизительно на 800 000 человек.

Итак, религиозная самозащита, даже в не всегда приглядном виде — не повод учинять по выражению А. Кураева «хроноцид» — объявление целой эпохи — темным временем. Зато это несмоненный повод к внимательному изучению отдельных его явлений и их следствий. Тем более, что сия эпоха, характеризующаяся отсутствием религиозной всеядности, породила многие плюсы современного мира, в частности, метод научного познания, который, якобы подавляла религия и лично ужасная Инквизиция.



вверх



Карта сайта
Обратная связь