Фрагмент картины Сурикова Боярыня Морозова Знаменитый юродивый Василий Блаженный
и средневековая Русь
 
AminPRO

Карта сайта / Главная / Самые невероятные судьбы /


Что для нас сегодня значит слово «юродивый»? Синоним человека со странностями. И мало кто знает, что юродство на Руси было формой христианского подвига. Недаром другое название юродивых - бла­женные, то есть удостоившиеся бла­женства у Господа. Благодать давала юродивым дар исцеления и пророчества. Чтобы преодолеть искушения этого мира, юродивые отказывались от семьи, дома, имущества, даже от вида разумного человека. В рубище юродивый выходил в мир и принимал вид безумца. Неясны были речи юродивых, непонятно для окружающих поведение. Благодатное озарение толкало блаженного на поступок внешне странный, но наполненный глубоким смыслом …

В декабре 1468 или 1469 года в подмосковном селе Елохово родился мальчик, названный Василием. По преданию, уже само рождение его было необычным: младенец появился на свет на паперти местной Владимирской церкви. Родители его, люди простого сословия, хотели, чтобы сын освоил какое-нибудь ремесло. Когда Вася подрос, его отдали в подмастерья к сапожнику. Азы ремесла мальчик освоил быстро. Но была в нем странность: порой он бросал работу и замирал, словно внимая чему-то неслышимому для других. А вскоре у Васи открылся неожиданный дар предвидения. Как-то в мастерскую зашел купец и заказал сапоги, чтобы подольше носились. Когда заказчик ушел, юный подмастерье вдруг заплакал. Изумленный сапожник спросил, что случилось, и мальчик, плача, ответил: «Даже не обует эти сапоги - завтра умрет». Пророчество полностью подтвердилось …

   Статьи близкие по теме: 
   ----------------------------------------------------------------------
   Монах Авель - расплата за пророчество
   Вольф Мессинг - судьба пророка
   Малахия О"Моргер и его 900-летний прогноз
   Максим Грек
   Мари-Анна Аделаида Ленорман - триумф и трагедия
   Почему будущий Иван Грозный был обижен на бояр и чем это закончилось (презентация)
   Храм Василия Блаженного в Москве
   ----------------------------------------------------------------------

Видения становились все чаще. Василий жил уже не столько в этом, земном мире, сколько в ином. Пророчества срывались с его губ, внезапные видения толкали на внешне странные поступки. Становилось ясно, что Господь избрал юношу для духовного подвига. В шестнадцать лет Василий покинул родителей и отправился в Москву юродствовать.

Скоро вся столица уже знала блаженного. Да и как не приметить человека, ходящего по самым людным местам нагим, и в жару, и в морозы не снимающего тяжелых железных вериг. А Koe-кому он пришелся не по душе. Стоят, например, на торжище калачник или квасник, продают свой товар - вдруг появляется Вася-юродивый и опрокидывает лотки! А потом кто-то попробует остатки и кричит: «Люди добрые, а в калачной-то муке мел да известь подмешаны, а квас-то прокисший! » Оказывается, блаженный за покупателей радел. А как узнал плохой товар, не пробуя, о том москвичи начинали догадываться. Порой Василий даже не пророчествовал - радость или горе можно было предсказать по его поведению. Однажды, подойдя к Богородицкому собору, он вдруг заплакал. Московский Кремль Вознесенский монастырь И в ту же минуту окружившие его зеваки увидели, как из соборных окон рвется пламя! Но стоило блаженному утереть слезы, и огонь исчез без следа. «Быть большой беде, но за ней - великой радости», ­ шептались те, кто уже убедился, что каждый поступок Василия несет тайный смысл. И оказались правы: вскоре Москву сожгли татары Махмет-Гирея, но затем город отстроился и стал еще краше. Похожий случай, но, к сожалению, без счастливого исхода, произошел в Вознесенском монастыре на Остроге (позднее - Воздвиженском). Василий, проходя мимо, остановился у дверей монастырской церкви и вдруг безутешно заплакал. На следующий день храм загорелся.

Пламя перекидывалось на соседние дома, другие улицы … Выгорел почти весь центр - главный базар, царский и митрополичий дворцы. Распадались даже каменные дома. Лишь потом люди вспомнили, как плакал Василий, чувствуя беду, но не в силах предотвратить ее. Бог хранил блаженного и отводил от него врагов. Как-то вельможа, любивший Василия, подарил ему свою лисью шубу. «Истинно ли желаешь дать?» ­строго спросил юродивый. «Истинно желаю, - ответил вельможа, - ибо люблю тебя от сердца». Накинув шубу, Василий пошел на торжище, где увидели его воры. Один мошенник лег на землю, притворившись мертвым, а второй пристал к блаженному, прося милостыню на погребение. «Давно ли умер?» - не взглянув на тело, спросил Василий. «Только что», - лицемерно вздохнул вор. Тогда блаженный снял шубу, накрыл ею «покойника» и ушел, бросив через плечо: «Будь же отныне мертв за лукавство твое». Обрадованный вор подхватил шубу … и вскрикнул, увидев под ней мертвого товарища. Но подавал Василий и настоящую милостыню -- сам будучи нищим! Так, однажды некий сановник подарил ему несколько золотых монет. Блаженный принял деньги, подошел к прилично одетому иноземцу и высыпал золото ему в ладонь.

Позже люди узнали, что этот иностранный купец потерял состояние, три дня не ел, но милостыню просить стеснялся. У юродивых на Руси всегда складывались особые отношения с правителями. Сильных мира сего как магнитом тянуло к блаженным, несмотря на то, что последние и во дворце чувствовали себя свободно и раскованно. Юродивый мог во весь голос упрекнуть правителя, обвинить его, не подбирая выражений. Но не следует путать блаженных с шутами! Шут дерзок, но осторожен, ибо питается крохами со стола тех кому дерзит. Для юродивого правитель такой-же человек, как и все остальные, только спрос с него строже: ведь на нем лежит ответственность за судьбы других людей.

Блаженный не боялся никого и ничего под защитой божественного покровительства и народного уважения. А вот его правители порой и побаивались -одно слово юродивого могло сорвать завесу величавости и обнажить истинную суть поступков. Такие особые отношения сложились у Василия Блаженного с Иваном Грозным. Было у жестокого царя единственное здоровое желание -- выслушивать от блаженного горькую правду о самом себе. Однажды государь начал строить себе новый дворец на Воробьевых горах. И так уж ему хотелось побыстрее въехать в новые палаты, что даже во время литургии Иван думал лишь о строительстве. Как-то, возвращаясь с богослужения, царь заметил блаженного и спросил: -Где ты был сегодня, Вася?

-- Там же, где и ты, на Воробьевых, - последовал ответ.
-- Я был во храме, - удивился царь.
-- Нет, ты мысленно ходил по Воробьевым горам и строил свои палаты, ­сказал юродивый. - Стоять во храме и помышлять о житейском, значит, не быть в нем.

Нечего было государю ответить на упрек, за который любой, кроме блаженного, отведал бы плетей. Да что там плетей?! Головы мог лишиться любой осмелившийся дерзить жесточайшему из русских царей. Но как всякий тиран, чувствуя неминуемую Господню кару, Грозный прислушивался к любому высказыванию, похожему на пророчество. Патриарх Иов Припадки полубезумного гнева сменялись у него периодами раскаяния, и в эти моменты царь чуть ли не заискивал перед ясновидцами. Неудивительно, что блаженного частенько звали в царские палаты, чтобы хоть как-нибудь умилостивить.

Так, однажды, в день своего ангела, царь пригласил Василия на пир. Трижды наливали юродивому вина, и трижды он выливал его в окно. Разгневанный царь спросил, почему он так поступает. «Угасил я пламя, коим объят Новгород», - отвётил блаженный и ушел с пира. На следующий день Грозный отправил в Новгород гонца, которому жители рассказали, что в городе действительно начинался большой пожар, но внезапно пламя угасло. При этом многие видели в небе над Новгородом светлый образ нагого человека, заливающего огонь. Так приобрел Василий славу не только пророка, но и чудотворца, защитника и покровителя людей. Многие стали взывать к нему о помощи, особенно после того, как распространился слух о его прогулках по Москве-реке, словно посуху...

Однажды в Каспийском море буря застигла персидский корабль, на котором плыли несколько православных. Судно сбилось с курса, палубу заливали волны - близилась гибель … И тут один из русских сказал: «В Москве есть блаженный Василий, который ходит по водам, и волны его слушают. Он спасет нас » Москва Рака Василия Блаженного Православные стали молиться, взывая к блаженному, и вскоре те, кто был на палубе, разглядели во мраке очертания нагого человека, который вел корабль. Постепенно ветер стих и волны улеглись. Об этом чудесном спасении персидский шах поведал в письме к Ивану Грозному. И еще несколько раз после этого случая молитва блаженному спасала застигнутых штормом мореплавателей.

Василий Блаженный дожил до глубокой старости. Когда перед кончиной он заболел, царь пришел к нему с женой Анастасией и детьми Иваном и Федором. Последнему блаженный сказал: «Будешь наследником». 2 августа 1557 г. Василий скончался. На его похороны собралась почти вся Москва. Царь и князья на своих плечах несли его тело в храм. Митрополит Макарий со священниками совершил погребение. Похоронили блаженного при Троицкой церкви на Рву. Там уже шло строительство нового собора, освященного в честь Покрова Богородицы и знаменующего победу русских войск над Казанским ханством. С 1588 г. Стали говорить о чудесах, которые происходили у гроба святого. Патриарх Иов на Поместном соборе предложил праздновать память чудотворца 2(15) августа. Царь Федор повелел пристроить к Покровскому собору придел Василия Блаженного, после чего, как это изредка бывает, постепенно и весь храм стали называть его именем. Считается, что этот придел стоит на месте захоронения святого, в нем для мощей была поставлена серебряная рака. Часть вериг святого до сих пор хранится в церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Имеется описание иконы Василия: «Наг есть и в руке посошок» До революции празднование дня Василия Блаженного проводилось с большой торжественностью. На богослужении обычно присутствовали император и вся его семья. Служба святому была написана соловецким старцем Мисаилом еще до канонизации Василия Блаженного... Немало на Руси было кликуш и псевдоюродивых. Но народ быстро понимал, кто действительно блажен, а кто лишь скрывается под личиной юродивого. Истинно блаженным был Василий - его устами говорил сам Господь.



вверх


Карта сайта
Обратная связь