Карта сайта /
Главная /
Люди изменившие ход истории /
Чигнисхан /
Верность и предательство, честность и вероломство, прямодушие и хитрость, бесстрашие и трусость, ум и бездарность, мечтательность и прагматизм - это далеко не все качества загадочной и противоречивой личности Джамухи, одной из многих ярких политических фигур ранней истории монголов, деяния и поступки которого часто были непонятны и его современникам, и историкам.
И описатели прошлого и современные исследователи высказывают часто диаметрально противоположные мнения в оценке его роли и значения в жизни кочевого общества эпохи становления Великого монгольского государства. На протяжении восьми столетий ученые и писатели пытаются понять мотивы поведения Джамухи в том или ином случае, но все доводы создают ещё больше путаницы.
Статьи близкие по теме:
----------------------------------------------------------------------
От Тэмуджина до Чингисхана крупнейшей империи за всю историю
Принц Джучи - старший сын Борте и Чингисхана
Субэдей «барс с разрубленной лапой» - самый талантливый полководец Чингисхана и Бату
Хронология самого опустошительного набега татаро-монгол в 1237-1238 годах на Русь
Так где же могила Чингисхана?
----------------------------------------------------------------------
«Сокровенное сказание монголов», как самый ранний из известных письменных источников, детально обрисовывает цепь событий, которые послужили возвышению
Чингисхана,
и участие в них Джамухи. Анонимный автор этого произведения как современник, а возможно, и участник всех описанных событий, старается не высказывать свое личное отношение к главным персонажам повествования, позволяя читателям самостоятельно делать выводы.
Позже в другом историческом документе, в «Летописях» историка Рашид-ад-Дина была сделана попытка создать исторические портреты, но автор - визирь при монгольском дворе Хулагидов в Иране, и должен был учитывать политическую конъюнктуру. Это и определило полярность суждений:
«...Его (Джамуху) прозвали «сэчэн» из-за того, что он был чрезвычайно умный и хитрый. Чингисхан его называл «анда» (т.е побратим). Однако тот постоянно строил по отношению к нему козни, совершая вероломство, обманывал и стремился забрать в свои руки государство...». Но в дальнейших записях все-таки проскальзывает личная симпатия автора к данному герою.
Чем так привлекателен был Джамуха для степной аристократии и простых кочевников письменные источники не объясняют, но сам факт возвышения Джамухи вплоть до избрания его всемонгольским гурханом в 1201 году говорит о многом. Кстати, титул «гурхан» многими исследователями трактуется как «народный хан». В отличие от статуса «природного хана», он не предусматривал обязательных отношений между владельцем титула и народом, носил скорее «идеологический» характер и расценивался как дань уважения к личным качествам человека.
Ближайшие предки Джамухи не отличались особой знаменитостью. Известно лишь, что род его происходил от младшей ветви старинного генеалогического древа степных ханов, а сам он был далеким родственником Чингис-хана. Племя, к которому он принадлежал, а в дальнейшем возглавил, также не отличалось ни многочисленностью, ни богатством, ни воинской доблестью. Даже название его (джаджират, джурьят, джадаран) не утвердилось в исторической литературе даже как этнический термин.
Жизненные обстоятельства крепко связали и тесно переплели судьбу Джамухи с судьбами Чингисхана и кереитского Ван-хана. Еще в раннем возрасте, когда Темуджину, будущему Чингисхану, было всего лишь одиннадцать лет, они стали побратимами, играя на льду замерзшей реки Онон.
Тогда они обменялись альчиками. А весной того же года обменялись стрелами. Уже взрослыми, после успешного совместного похода против воинственных меркитов, совершили еще один ритуал братания. В этот раз в качестве подарков уже преподносили друг другу захваченные у врага золотые пояса и боевых коней. Это событие они праздновали полтора года. Союз с Ван-ханом также был закреплен ритуалом «усыновления».
Уже потом, когда жизненные пути наших героев разошлись и они стали врагами, Чингисхан пенял Джамухе: « ...Ты не в силах был видеть нас вместе с ханом-отцом и разлучил нас. Когда-то в детстве тот, кто раньше вставал, пил из голубой чаши хана-отца. Когда я, проснувшись раньше, пил из этой чаши, ты всегда завидовал. Сейчас можешь из голубой чаши хана-отца испить до дна...»
Это всего лишь аллегория, но она даёт достаточно эмоциональное представление о взаимоотношениях трёх монгольских лидеров на ранних этапах объединения в единое государство.
Лидерами они стали только в тесном союзе, помогая друг другу в беде и совместно выступая против общих врагов. Эта дружба воспета последующими поколениями. В "Алтнтобчи", в 17-м веке, описаны эти события в поэтической форме.
Так, узнав, что меркиты напали на Чингис-хана, разорили улус и увели в плен его жену, Джамуха направляет посла к нему со словами:
"Узнал я, что ложе побратима Темучина стало пустым, и сердце моё надломилось, и печень моя сломалась..." и далее: «...Древнее, издалека видное свое знамя я окропил. В свой рокочущий, обтянутый воловьей кожей барабан я ударил. На своего скакуна с темной спиной сел я верхом. Свой стеганый панцирь я надел. Свой грозный меч я взял. Свою стрелу с ушком в лук я вложил. С удуит-меркитами я буду биться до смерти!!! ...»
Но противоречия в среде кочевых монголов, различное видение путей объединения объективно предопределило взаимное охлаждение, а затем и противостояние бывших друзей. Летописцы видят причину разлада в убийстве родственника Джамухи, который пытался угнать коня из стана Темуджина. Причина же была в другом. Степную знать страшили методы, которыми пользовался Чингис-хан для консолидации народа. Это представляло серьезную угрозу их положению в обществе и даже самой жизни. Своего лидера они увидели в Джамухе... и ошиблись.
Джамуха не разделял взглядов побратима, был его идейным противником, но в то же время законы чести степняков не позволяли ему быть последовательным в своих действиях до конца. Даже в прямом столкновении, когда его победа над войском Чингис-хана была очевидна, Джамуха прекратил преследование побежденных. Позже, находясь в станах оппозиции, сначала у Ван-хана, затем у Таян-хана найманского, которые всерьез надеялись на его военную помощь и участие в руководстве войсками, он в последний момент, накануне боя, уводил свою дружину. Мало того, сообщал Чингисхану о боевых порядках и планах противника, что обеспечивало последнему победу в сражениях.
Знал ли Джамуха, чем закончится для него подобный стиль поведения? Скорее всего, знал! Знал и то, что его соратники, обескураженные «шараханьем» из лагеря в лагерь, в конце концов, оставят его. Так и случилось. Когда стало ясно, что в степи остался только один властелин, они выдали Джамуху Чингисхану, за что поплатились головой.
Как сказано в письменных источниках, Джамуха сам просил побратима казнить его. Каким образом была совершена казнь - об этом история содержит различные сведения. «Сокровенное сказание» упоминает о казни «без пролития крови». Рашид-ад-Дин рассказывает, что Джамуха был расчленен по суставам. Но все сходятся в одном - Джамуха вел себя геройски. Он якобы даже указывал, как это делать. Летописцы пытаются умалить причастность Чингисхана к гибели гурхана, приписывая роль палача то его двоюродному брату, то племяннику. Но, трудно поверить что казнь была совершена без его ведома.
Хочется верить, что последний свободный, независимый рыцарь монгольской степи предпочел умереть, нежели становиться на пути, мешать осуществлению великих замыслов побратима. Долг и честь для него оказались выше собственных амбиций. Трагедия жизни и смерти этого человека еще не один век будет привлекать внимание многих исследователей и ученых, служить сюжетом для литературных произведений.
Виктор Маглинов
вверх
|