Ирина Михайловна дочь Михаила Федоровича Ирина Михайловна - не состоявшееся замужество  
AminPRO

Карта сайта / Главная / Самые невероятные судьбы /


"В царских семьях уж такой порядок древний - по расчету надо замуж выходить..." Понятное дело, по расчету никто не хочет, но у отпрысков королевских фамилий иного выхода нет. Принцы и принцессы с рождения оказывались в заложниках своего отечества. Браки, заключенные во благо государства, редко делали их счастливыми. Но даже такому супружеству предстояло сватовство. А оно порой было очень опасным мероприятием…

У царя Михаила Федоровича Романова и его супруги Евдокии Лукьяновны Стрешневой было четверо детей: сын Алексей и три дочки - Ирина, Анна и Татьяна. В 1640 году старшей царевне, Ирине, стукнуло тринадцать, и государь вдруг озаботился поисками жениха для нее. Опыт великого князя Ярослава Мудрого, выдавшего дочь за французского короля, Михаила Федоровича не вдохновил, потому обратил он свой взгляд на северных соседей. Сперва брачное посольство отправлено было ко двору шведского короля, однако потерпело полное фиаско. Тогда государевы сваты прибыли в Копенгаген, где принялись завоевывать расположение первых лиц датского государства богатыми подношениями, благо на представительские расходы им было выделено одних только собольих шкурок на двести рублей (громадная по тем временам сумма!). Кабы не соболя - провалилась бы миссия и на сей раз. Еще бы! - у послов даже изображения невесты с собой не было: "Того у государей российских не бывает, чтобы персоны их государских дочерей для остереганья их государского здоровья в чужие государства возить".

   Статьи близкие по теме: 
   ----------------------------------------------------------------------
   Евдокия Стрешнева русская царица
   Михаил Романов - история любви...
   Ирина Михайловна - не состоявшееся замужество
   Патриарх Филарет - тайный дирижер Смутного времени?
   Родовые страсти вокруг престола 1613 года
   Как староста Кузьма Минин создавал ополчение
   Главная ошибка в жизни Дмитрия Пожарского
   Москва, Кремль
   Исторический некрополь Архангельского собора
   Храм Василия Блаженного в Москве
   ----------------------------------------------------------------------

Но вернемся к соболям... Хватило боярам ума щедро одарить сына датского короля Кристиана IV - Вольдемара. Этого молодого человека Михаил Федорович и рассматривал в качестве потенциального зятя. Королевич в ответ заявил, что готов жениться, однако во всем полагается на волю родителя. Король Кристиан 4 С тем послы и вернулись в Москву, где доложили, что Вольдемар "волосом рус, ростом не мал, собою тонок, глаза серые, хорош, пригож лицом, здоров и разумен, умеет по-латыни, по-французски, по-итальянски, знает немецкий верхний язык, искусен в военном деле". Короче говоря - жених что надо.

В январе 1644 года королевич Вольдемар прибыл ко двору Михаила Федоровича для бракосочетания с царевной Ириной. Принца со свитой приняли с великими почестями. В Грановитой палате Кремля устроили прием, в ходе которого Вольдемар заявил государю о намерении жениться на Ирине Михайловне. Однако Михаил Федорович промолчал. Думный дьяк, отвечавший за него, в довольно обтекаемых выражениях заявил, дескать, Господь приведет все к доброму соглашению. На том и порешили.

Сама Ирина Михайловна на банкете не присутствовала. 8 февраля в апартаменты Вольдемара прибыл посланник патриарха Иосифа, который заявил датчанину, что для заключения брака с Ириной тому необходимо принять православие. На это предложение Вольдемар дерзко ответил: "Как видно, у вас перемена веры считается делом маловажным, когда вы требуете от меня этой перемены для удовольствия царскому величеству, а у нас таких людей, которые легко меняют веру, считают бездельниками и изменниками". Пришлось самому Михаилу Федоровичу в дело вмешаться. Государь заявил строптивцу, что у русских "муж с женою в разной вере быть не может". Тут Вольдемар о всякой женитьбе забыл и засобирался домой, но не тут-то было. Михаил Федорович объяснил принцу, что отпускать его восвояси "непригоже и нечестно, что во всех государствах будет стыдно". Клетка захлопнулась...

В апреле 1644-го к делу подключился сам патриарх, однако и ему не удалось заставить Вольдемара принять православие. Более того, горячий датский парень решил прорываться из Москвы с боем. В мае он и его спутники пытались бежать, но были схвачены стрельцами. Вторая попытка к бегству, предпринятая в конце лета, также не увенчалась успехом. Ближе к зиме об отпрыске вспомнил датский король. Михаилу Федоровичу была доставлена грамота от Кристиана IV, в которой король требовал, чтобы царь исполнил наконец брачный договор, а в противном случае "с честью бы отпустил королевича и послов обратно". Вольдемар было обрадовался, да рано: российский государь заявил, что "без крещения ему на царевне Ирине жениться нельзя и отпустить его в Данию также нельзя, потому что король Кристиан отдал его ему (Михаилу Федоровичу. - Авт.) в сыновья".

Зима и весна 1645 года прошли в препирательствах. Королевич писал Михаилу Федоровичу гневные письма, сравнивая унизительное свое положение с татарским или турецким полоном, государь держал паузу, патриарх и бояре продолжали уговоры, чем занималась Ирина Михайловна - одному Богу известно. В конце концов, принц датский решил пойти на компромисс. Он сообщил в Кремль, что готов уступить по трем позициям: "пусть дети мои будут крещены по греческому обычаю; буду стараться посты держать, сколько мне возможно без повреждения здоровья; буду сообразовываться с желанием государя в платье и во всем другом, что непротивно совести, договору и вере...". Однако при этом добавил: "Больше ни в чем не уступлю... От веры своей не отрекусь, хотя он (Михаил Федорович. -Авт.) меня распни и умертви".

Распинать Вольдемара Михаил Федорович, конечно, не собирался: посидел бы еще пару лет королевич под замком - на все условия и согласился бы. Только 13 июля 1645 года государь преставился. Королевич не мог не воспользоваться таким шансом и 17 июля направил его сыну и наследнику поздравление с восшествием на престол. Юный самодержец, которому со временем предстояло войти в российскую историю в качестве государя Алексея Михайловича Романова по прозванию Тишайший, выразил датчанину признательность за добрые слова и вскорости отпустил несостоявшегося зятя на все четыре стороны. Дабы не искушать судьбу, королевич немедленно покинул Москву и уже с дороги поблагодарил нового монарха "за его великую любовь и за то, что отпустил его с честью".

В московском плену Вольдемар и сопровождавшие его лица пробыли более полутора лет. Занимательная, даже местами смешная, казалось бы, история про пылкого королевича, неспешных бояр, вкрадчивого патриарха и упрямого - себе на уме - царя. Но смешна она до тех пор, пока не вспомнишь о главном действующем лице, которое никто из участников событий за главное действующее лицо и не принимал - об Ирине Михайловне... Она так и не вышла замуж и умерла старой девой в пятьдесят два года... Вот и весь сказ.



вверх


Карта сайта
Обратная связь