Боярыня у окна, Маковский Анна Колтовская против реформ Грозного  
AminPRO
Карта сайта / Главная / Кремлевские жены /


   Опричная элита нервничала во
   время четвертого брака Грозного...

Несколько месяцев после кончины Марфы Собакиной в 1571 г. прошли под знаком жесточайшего террора, кровь лилась рекой, а казни отличались особой изощренной жестокостью.

Царя поспешили снова женить и тем хоть немного умерить лютость, но церковь разрешала и признавала законными только три брака. Вновь Грозный воззвал к жалости бедному мужу, чародейством и происками врагов лишенному семейного счастья. Признав, что Марфа осталась девицей (то есть 3-й женой не являлась), ему разрешили жениться. Царь собрал духовенство и слезно просил дать ему прощение за 4-й брак, объясняя его государственной необходимостью и невозможностью одному воспитывать детей. Тихвинский Введенский монастырь Соборным определением от 29 апреля 1572 г. церковь разрешила Ивану жениться на Анне Ивановне Колтовской, но, чтобы беззаконие царя (православная церковь с трудом разрешала 3 брака) не стало соблазном для простого люда, тот же собор вынес постановление, в котором грозил проклятием каждому, кто осмелится вступить в 4-й брак. Иван Грозный женился на 18-летней Анне и прожил с ней 3 года.

Четвертый брак (последний венчаный брак), заключенный 28 апреля 1572 года, был удачен. Родные невесты Анны Колтовской принадлежали к окружению Малюты Скуратова и были столь низкого происхождения, что Иван не стал представлять их боярам. Анна Ивановна была дочерью знатного каширского дворянина, чьи предки были рязанскими боярами. Во многом она напоминала Анастасию, и не без ее влияния, как полагают многие историки, именно в 1572 году опричнина прекратила свое существование. Но качества умной, живой и веселой Анны с лихвой возмещали «худородство». Она сумела отвлечь мужа от казней, создала в тереме атмосферу веселья и безмятежности и, собрав вокруг себя красивых девушек и боярынь, старалась подольше удержать мужа рядом. Это удалось, и Иван Васильевич проводил с царицей целые дни. Анна не была ревнива, откликалась на малейшие перемены настроения мужа и угождала ему во всем. Чисто женская тактика удалась. Не задавая лишних вопросов и не вмешиваясь открыто в политику, Анна добилась многого. До сватовства царя у нее был жених – князь Воротынский, убитый опричниками, и Анна имела с последними личные счеты. Может быть, это совпадение, но именно за три года женитьбы на Колтовской были уничтожены почти все главари опричнины. В народе Анна была популярна, но при дворе у нее были опасные враги – влиятельные прежде опричники и князь Воротынский – отец ее бывшего жениха, считавший, что именно из-за Анны был замучен его сын. Князь задумал интригу, достойную быть описанной в «Декамероне».

   Статьи близкие по теме: 
   ----------------------------------------------------------------------
   Анастасия Романовна и Иван Грозный
   Мария Темрюковна - бояре таких цариц не видели
   Марфа Собакина самый странный брак Ивана Грозного
   Мария Нагая мать младшего царевича Дмитрия
   Почему будущий Иван Грозный был обижен на бояр и чем это закончилось (презентация)
   История библиотеки Ивана Грозного
   Папский легат Антонио Поссевино - представитель Ватикана в России времен Ивана Грозного и Великой смуты
   Малюта Скуратов (он же Бельский Григорий Лукьянович) начальник первой секретной службы на Руси
   Тайные страницы истории Александровской Слободы
   Вероятная гипотеза смерти второго сына Ивана Грозного - царевича Ивана
   Федор Иванович - последствия семейных разборок с сыновьями Грозного
   Гибель старшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия
   Несколько версий появления Лжедмитрия I
   Чем закончил Лжедмитрий II свои походы
   Исторический некрополь Архангельского собора
   Знаменитый юродивый Василий Блаженный и средневековая Русь
   Максим Грек
   Храм Василия Блаженного в Москве
   Москва, Кремль
   Клады Боровицкого холма
   Исторический некрополь Архангельского собора
   ----------------------------------------------------------------------

У него был племянник – очень красивый, женоподобный Борис Ромодановский. Юноша, вероятно, был неумен или непростительно легкомыслен, иначе не дал бы втянуть себя в подобную авантюру. Ромодановского в Москве почти никто не знал, он появился в столице недавно, и князь уговорил его проникнуть в покои Анны под видом боярышни Ирины, чтобы, пребывая вблизи от царицы, приобрести влияние при дворе. Князь надеялся, что подмена раскроется, царь заподозрит жену, – дальнейшие последствия были легко предсказуемы. На что он рассчитывал для себя, отдавая на заклание собственного племянника, неизвестно. Борис согласился.

Воротынский представил «Ирину» царю, и тот ввел «ее» в покои Анны. Далее события, как это обычно бывает, стали развиваться не по сценарию. Высокая «Ирина» с густой приклеенной косой приглянулась царю, который подарил ей жемчужное ожерелье и приказал постелить ему постель. Борис не на шутку испугался, но дядя успокоил его, сказав, что царь так ослаб от излишеств, что далее разговоров дело не зайдет. Здесь он лукавил. Если верить словам австрийского посла Сигизмунда Герберштейна, царь к тому времени еще был полон сил и довольно привлекателен.

В 45 лет Иван Васильевич еще не сгорбился, сохранил царственную осанку, был довольно толст, имел длинную, густую бороду с рыжеватым оттенком. Голову он брил. Вечером трепещущая от страха «Ирина» отправилась стелить царю постель. Около полуночи раздался душераздирающий мужской крик, перешедший в хрип, а затем в покои Анны ворвался царь. Он замахнулся посохом, но не успел ударить, свалившись в припадке. В его опочивальне вбежавшие на крик придворные увидели страшную картину – мертвого Ромодановского, лежащего в луже крови у постели царя в красивом женском платье. Горецкий монастырь Припадок мужа спас царицу от мгновенной смерти, но не от заточения. Ее обвинили в заговоре против государя. Безумный план Воротынского по устранению влияния царицы удался. Анну Колтовскую обвинили в заговоре против государя, и сослали в Воскресенский Горицкий монастырь, что под Вологдой. Анна сопротивлялась пострижению столь отчаянно, что ей пришлось связать руки и ноги. К мстительной радости опричников, доставить бывшую царицу в монастырь доверили именно им. Рот не перестававшей кричать Анне заткнули поясом.

Неизвестно почему, менее чем через год Иван приказал постричь ее в монахини под именем инокини Дарьи в Тихвинский Введенский монастырь. Он казнил почти всех родственников царицы, а за компанию и князя Воротынского. Покончив с князем, он велел обесчестить его двух дочерей, и сам присутствовал при исполнении этого приказания. Затем в Кремле, на дворцовой площадке, состоялась грандиозная медвежья забава, во время которой звери растерзали всех родственников Воротынского и Ромодановского. Однако на том Иван не остановился, и Анну постригли в схимонахини, надев на нее схиму — черную груботканую рясу с белым черепом на груди, что означало смерть всех земных радостей для постриженной и одиночество до последнего дня жизни.

В монастыре она проведет 54 года, дожив до воцарения первого Романова – племянника царицы Анастасии. Имения у родных Анны были отобраны. Схимонахиню Дарью отвезли в подземную келью, где она и пребывала в одиночестве много лет. После смерти Ивана ее выпустили из подземелья, но она продолжала оставаться в монастыре.

16 мая 1596г. бывшая царица значится уже игуменьей Введенского женского монастыря.В книге «Старый Тихвин и Нагорное Обонежье» тихвинский историк и краевед И.П.Мордвинов (1871-1925) пишет: «… Она отстроила его, увеличила и привела в цветущее состояние; ее хозяйственные предприятия удивляли современников; так, сооружая мельницу на ручье Березовике (нынешнем Введенском), она пропустила сюда воду через канал, проведенный из безымянного озера, находившегося в 7 верстах от монастыря и получившего потом название Царицына. Появление царицы в Тихвине придало особый тон местным отношениям; игумен, монахи, дворяне, посадские люди обращались к Дарье, как своей покровительнице и советнице, и с ее советами сообразовали свои действия. Несомненно, ее влиянием во времена смуты следует объяснить известную солидарность Тихвина с московским боярством и дворянством».

В 1604г. по просьбе игуменьи Введенская обитель вышла из подчинения Успенского монастыря. При Дарии здесь был построен первый каменный храм - трехглавый собор Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В Смутное время обитель неоднократно подвергалась нападениям и частичным разорениям. 14 сентября 1613г. все ее деревянные постройки были сожжены шведскими войсками под предводительством Якоба Делагарди. По преданию, во время нападений неприятеля царица Дария со своими сподвижницами скрывалась в лесах и на болотах; возвращаясь в дни затишья в полуразрушенную обитель. После пожара и вплоть до Столбовского мира (1617г.) монахини с игуменьей Дарьей жили в землянке на берегу Царицына озера. Однако прямых документальных или археологических подтверждений этому нет. Начиная с 1619г., царь Михаил Федорович Романов жалует Введенскому монастырю ряд угодий, поступают в монастырь пожертвования от царственных особ и частных лиц.

5 апреля 1626г. игуменья Дария, приняв схиму, скончалась. В благодарность за усердное служение царица-инокиня была захоронена во Введенском Соборном храме, над могилою была возведена позолоченная гробница. Позднее там была установлена плита с надписью: «Блаженная памяти Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича царица схимонахиня Дария (Анна Алексеевна) по роду Колтовских погребена на сем месте и племянницы ее княжны Леонида и Александра Григорьевны дочери Гагарина здесь погребены в лето от воплощения Сына Божия 1626 г. месяца апреля 5 дня. Вновь устройся гробница сия по благословению Его Высокопреосвященства Амвросия, митрополита Новогородского и Санкт-Петербургского и благочинного - Большого монастыря архимандрита Самуила, при игумений Таисии старанием священника Иоанна, подаянием граждан и прочих подателей 1814 г.».

Каменные работы продолжились при следующей игуменье Евранее - в 1645г. начато возведение теплой Рождественской церкви с трапезной палатой, а в начале 1650гг. – трехпролетной трехшатровой звонницы.



вверх



Карта сайта
Обратная связь