Тамерлан Тамерлан - война и экономика  
AminPRO
Карта сайта / Главная / Люди изменившие ход истории /


   Разгромив Орду, Железный  Хромец  вывел на  первые роли столицу
   своего государства — Самарканд, который стал важнейшим  пунктом
   караванного пути из Европы, образовалась могущественная империя:
   от Арала до Персидского залива, от Индии до Армении...

Тимур (Тимур-Ленг - Железный Хромец), известный завоеватель восточных земель, чье имя звучало на устах европейцев как Тамерлан (08.04.1336 - 1405). Тимур был праправнуком Чингиз-хана. Родился в Кеше (современный Шахрисабз, "Зеленый город"), в пятидесяти милях к югу от Родина Тамерлана Шахризабз Самарканда в Трансоксиане (область современного Узбекистана между Амударьей и Сырдарьей). По некоторым предположениям, отец Тимура Тарагай был вождем монголо-тюркского племени барласов (многочисленный род в племени монголов-чагатаев) и потомком некоего Карачара нойона (крупный феодал-землевладелец в Монголии в средние века), могущественного помощника Чагатая, сына Чингисхана и дальнего родственника последнего. Достоверные "Мемуары" Тимура говорят о том, что он возглавлял множество экспедиций во время волнений, последовавших после смерти эмира Казгана, правителя Междуречья. В 1357 году, после вторжения Туглака Тимура, хана Кашгара (1361), и назначения наместником Междуречья его сына Ильяс-Ходжи Тимур стал его помощником и правителем Кеша. Карта империи Тамерлана Но очень скоро бежал и присоединился к эмиру Хуссейну, внуку Казгана, став его зятем. После многих набегов и приключений они разбили силы Ильяс-Ходжи (1364) и отправились на завоевание Междуречья. Около 1370 года Тимур поднял восстание против своего союзника Хуссейна, пленил его в Балхе и объявил, что является наследником Чагатая и собирается возродить монгольскую империю.

Следующие десять лет Тамерлан посвятил борьбе с ханами Джента (Восточный Туркестан) и Хорезма и в 1380 году захватил Кашгар. Затем он вмешался в конфликт между ханами Золотой Орды на Руси и помог Тохтамышу занять престол. Тот с помощью Тимура разбил правящего хана Мамая, занял его место и, чтобы отомстить московскому князю за поражение, нанесенное им Мамаю в 1380 году, в 1382 году захватил Москву.

   Статьи близкие по теме: 
   ----------------------------------------------------------------------
   Почему Юрий Всеволодович проиграл главную битву жизни
   Субэдей «барс с разрубленной лапой» - самый талантливый полководец Чингисхана и Бату
   Чингисхан - от вождя до императора Азии
   Принц Джучи - старший сын Борте и От Тэмуджина до Чингисхана крупнейшей империи за всю историю
   Джамуха - побратим Чингисхана
   Так где же могила Чингисхана?
   ----------------------------------------------------------------------

Завоевание Тимуром Персии в 1381 году началось с захвата Герата. Нестабильная политическая и экономическая ситуация в то время в Персии способствовала завоевателю. Возрождение страны, начавшееся в период правления Ильханов, снова замедлилось со смертью последнего представителя роду Абу Саида (1335). В отсутствие наследника трон по очереди занимали соперничающие династии. Положение усугублялось столкновением между династиями монгольских Джалаиров, правящих в Багдаде и Тебризе; персо-арабским родом Музафаридов, правящих в Фарсе и Исфахане; Харид-Куртов в Герате; местных религиозных и племенных союзов, таких, как сербедары (восставшие против монгольского гнета) в Хорасане и афганы в Кермане, и мелких князей в приграничных районах. Все эти воюющие княжества не могли совместно и эффективно противостоять Тимуру. Хорасан и вся Восточная Персия пали под его натиском в 1382 - 1385 годах; Фарс, Ирак, Азербайджан и Армения были завоеваны в 1386-1387 и 1393- 1394 годах; Месопотамия и Грузия перешли под его власть в 1394 году. В перерывах между завоеваниями Тимур сражался с Тохтамышем, теперь уже ханом Золотой Орды, чьи войска вторглись в Азербайджан в 1385 году и в Междуречье в 1388 году, разбив войска Тимура. Мавзолей Тамерлана Гур Эмир 01 В 1391 году Тимур, преследуя Тохтамыша, дошел до южных степей Руси, разбил неприятеля и сверг его с трона. В 1395 году ордынский хан снова вторгся на Кавказ, но был окончательно разбит на реке Куре. В довершение Тимур разорил Астрахань и Сарай, но не дошел до Москвы. Восстания, вспыхивавшие по всей Персии во время этой кампании, требовали его немедленного возвращения. Тимур подавил их с необычайной жестокостью. Целые города были разрушены, Жители истреблены, А их головы замурованы в стены башен.

В 1399 году, когда Тимуру уже было за шестьдесят, он вторгся в Индию, возмущаясь тем, что султаны Дели проявляют слишком много терпимости по отношению к своим подданным. 24 сентября войска Тамерлана перешли Инд и, оставляя за собой кровавый след, вошли в Дели. Армия Махмуда Туглака была разбита при Панипате (17 декабря), от Дели остались руины, из которых город возрождался более века. К апрелю 1399 года Тимур вернулся в столицу, обремененный огромной добычей. Один из современников, Руи Гонсалес де Клавихо, писал, что девяносто захваченных слонов несли из карьеров камни на строительство мечети в Самарканде.

Заложив каменный фундамент мечети, в конце этого же года Тимур предпринял свою последнюю великую экспедицию, целью которой было наказать египетского султана Мамелюка за то, что он оказал поддержку Ахмаду Джалаиру и турецкому султану Баязету II, захватившему Восточную Анатолию. После восстановления своей власти в Азербайджане Тамерлан двинулся в Сирию. Алеппо был взят штурмом и разграблен, армия Мамелюка разбита, а Дамаск захвачен (1400). Сокрушительным ударом по благосостоянию Египта было то, что Тимур выслал в Самарканд всех мастеров на строительство мечетей и дворцов. В 1401 году штурмом был взят Багдад, двадцать тысяч его жителей было убито, а все памятники разрушены. Тамерлан перезимовал в Грузии, а весной пересек границу Анатолии, разбил Баязета около Анкары (20 июля 1402 года) и захватил Смирну, которой владели родосские рыцари. Баязет умер в плену, а история его заточения в железной клетке навечно вошла в легенду.

Как только прекратили сопротивление египетский султан и Иоанн VII (впоследствии соправитель Мануэля II Палеолога). Тимур вернулся в Самарканд и тут же стал готовиться к экспедиции в Китай. Он выступил в конце декабря, но в Отраре на реке Сырдарья заболел и 19 января 1405 года умер. Тело Тамерлана было забальзамировано и в эбонитовом гробу послано в Самарканд, где его похоронили в великолепном мавзолее, названном Гур-Эмир. Мавзолей Тамерлана Гур Эмир 02 внутри Перед смертью Тимур разделил свои территории между двумя оставшимися в живых сыновьями и внуками. После многолетней войны и вражды по поводу оставленного завещания потомки Тамерлана были объединены младшим сыном хана Шахруком.

При жизни Тимура современники вели тщательную летопись происходящего. Она должна была послужить для написания официальной биографии хана. В 1937 году в Праге Низам ад-Дин Шами опубликовал эти труды. Обработанная версия летописи была подготовлена Шарафом ад-Дином Язди еще раньше и в 1723 году напечатана в переводе Пети де ла Круа. Противоположная точка зрения была отражена другим современником Тимура, Ибн-Арабшахом, настроенным крайне враждебно по отношению к хану. Его книга была напечатана в 1936 году в переводе Сандерса под названием "Тамерлан, или Тимур, Великий Эмир". Так называемые "Мемуары" Тимура, увидевшие свет в 1830 году в переводе Стюарта, считаются подделкой, а обстоятельства их обнаружения и представления шаху Джахану в 1637 году до сих пор ставятся под сомнение.

Тимур и Золотая Орда. Часть I.

Почему же именно Золотая Орда стояла в центре интересов Тимура? И тут вылезает голая экономика. Никакой романтики, а только деньги! Точнее Великий Шелковый Путь и подати с купцов, которые им пользовались. В описываемую нами эпоху основной поток товаров по этому пути пролегал севернее Каспийского моря, то есть контролировался государствами Чингизидов. Но слишком уж лакомым был этот кусочек, чтобы на него не покусились другие претенденты. И самым яростным и последовательным из них был ревностный мусульманин и эмир Самарканда Тимур. Он понимал, что, даже победив и покорив степняков, он не сможет контролировать северную ветвь Великого Шелкового Пути. Следовательно, надо было не только разбить Чингизидов, но и сделать торговый путь по северной ветви предельно опасным и рискованным для купцов. А одновременно с этим следовало обеспечить полную безопасность и охрану караванов на южной ветви пути, проходящей через Иран и Сирию.

Однако вернемся немного назад и посмотрим, кем же был человек, прошедший походами из Самарканда до Египта и Смирны на запад, прошедшемуся почти по всей Индии и умершему во время похода в Китай. Тимур родился в 1336 году (по некоторым данным в 1333 году) в семье монгольских воинов из рода Барлас, которые поселились в окрестностях Самарканда еще в XIII веке и давно уже приняли ислам. Так что, вопреки широко распространенному заблуждению, Тимур не принадлежал к Чингизидам, хотя слава его походов порой не уступала славе его воинственных предков. Но за сто лет к моменту его рождения уже многое изменилось.

Тимур был ревностным мусульманином, широко образованным и культурным человеком, знал несколько языков, в том числе тюркский и персидский, но он был человеком, подчеркиваю это, уже другой, мусульманской, культуры. В Средней Азии это уже не была культура степняков-кочевников, которую несли с собой воины Чингисхана и его полководцев. Это была культура городов и оазисов. Довольно рано Тимуру пришлось покинуть семью и начать вести скитальчески-разбойничий образ жизни. Начал он с охраны караванов, но довольно быстро благодаря своим воинским талантам Тимур выдвинулся среди гулямов (наемных воинов; гулям означает удалец) и стал довольно удачливым военачальником (эмиром). Он еще в молодости был ранен в ногу и получил прозвище Ленг на персидском языке или Аксак на тюркском. Войско самого Тимура состояло исключительно из таких же гулямов, из среды которых вышел и он сам. Это было профессиональное наемное войско, которому надо было платить, и, притом, хорошо платить, а не то легко можно было лишиться головы. В этом было основное отличие армии Тимура от войска Чингисхана и его последователей, которое строилось по родовому признаку.

В XIV веке Средняя Азия представляла собой кипящий котел, в котором все воевали против всех, но преобладали все-таки антимонгольские мотивы. В Семиречье разбойниками-джеде было создано государство Могулистан исключительно с тюркским населением. В Иране после восстания сарбадаров была уничтожена власть монгольских ильханов. Лозунгом этого патриотического восстания были слова "Сар ба дар", что в переводе с персидского означает "Голова на воротах", или в более литературном переводе "Пусть голова висит на воротах". Вот с таким человеколюбивым лозунгом была ликвидирована власть монголов в Иране.

Следует отметить, что в это время монгольские государства переживали период упадка, особенно на юге. На севере, в Белой, Золотой и Синей Ордах, дела обстояли немного лучше. Пока! На юге же монголы, хоть и принявшие ислам, не собирались прощать истребление своих соплеменников. Наиболее удачливым в войне с сарбадарами оказался эмир Тимур. Он вчистую разгромил войска сарбадаров и захватил их крепости. Наиболее легко отделались сарбадары, павшие в бою, потому что захваченных в плен Тимур приказал живьем замуровывать в стены, как кирпичи. Это было, конечно же, очень жестоко, но ведь и сарбадары не миндальничали с монголами, так что современных разговоров о правах человека не поняли бы ни Тимур, ни его противники. Вероломный и жестокий враг побежден и должен быть наказан! Хоть Тимур, будучи мусульманином, уже и не опирался на заветы Ясы Чингисхана, но дух этих заветов не мог так быстро выветриться из его сознания, да и из сознания его соплеменников.

Затем Тимур подчинил себе всю Фергану и сделал своей резиденцией город Кеш. Один успех следовал за другим. Несколько позднее он захватил Самарканд, а затем и Хорезм. И в 1369 году Тимур провозгласил себя эмиром государства, составившегося из захваченных им земель. Он стремился к своей главной цели - установлению контроля над всем южным участком Великого Шелкового пути, проходившего за территорией Китая. Замечу, что к концу жизни этого ему станет мало, и он пойдет войной на Китай.

Но пока до полного контроля было еще далеко. Кроме того, Тимур прекрасно понимал, что на севере, в Золотой Орде, очень ревниво относятся к любой деятельности, ставящей под свой контроль южный путь, так как любой хозяин южного пути автоматически становился врагом всех степняков, и в первую очередь врагом Золотой Орды. Почему? Северный путь шел через степи и контролировался и охранялся Чингизидами, правителями Белой, Золотой и Синей Орд. А южный путь шел через цепочку городов и оазисов, и человек, контролирующий этот более короткий и легкий путь, получал в свое распоряжение огромные средства в виде податей с караванов купцов. А купцам-то что? Им лишь бы целыми и невредимыми и с товаром добраться до конечной точки пути, а там уж все свои издержки они возложат на покупателей дефицитных товаров.

О жестокости Тимура слагались легенды, и они имели под собой вполне реальное основание, но жесток и кровожаден Тимур был только во время военных действий. Современники, и даже его враги, отмечали, что он был мудрым правителем и законодателем, справедливым судьей, а также покровителем наук и искусств в своем государстве. Но об этом люди хотят знать меньше. Ну, что ж! Вот вам, уважаемые читатели, примеры воинской жестокости Тимура.

О жестокости Тимура

Широко известна история, произошедшая в городе Балх. В 1370 году Тимур захватил Балх. Эмиром Балха был некий Гуссейн, который вместе с Тимуром сражался против сарбадаров, но потом, как говорится, отошел от активной политической жизни. Но Балх лежал на Великом Шелковом Пути и был нужен Тимуру. Гуссейн сдался на условиях сохранения жизни и состояния для себя и членов своей семьи. Однако через некоторое время Гуссейн психанул, сбежал из Балха и спрятался в какой-то мечети. Тимур был обижен и посчитал, что Гуссейн должен явится к нему, повиниться и помириться. Этого не произошло, тогда Тимур решил, что Гуссейн нарушил их договор, велел схватить беглеца и казнить его. По-своему, Тимур был прав, да и нам не в чем его особенно упрекать.

Более кровавая история произошла в Южном Иране, да и то сказать, ведь он же лежал в стороне от Пути, а земли лежащие в стороне от пути Тимур совсем не стремился захватывать и контролировать, нет, он их просто грабил или разорял. Так было и здесь. На юге Ирана правили Музаффариды, а их центрами были Исфахан и Фарс. Тимур взял Исфахан, но пощадил его жителей и поставил в городе свой гарнизон. Однако неблагодарные исфаханцы не оценили великодушия Тимура, восстали и перебили гарнизон оккупантов. После такой неслыханной дерзости Тимур снова штурмом взял Исфахан и приказал город уничтожить, а из голов убитых жителей сложить пирамиды. Вот откуда пошли истории о пирамидах Тимура из человеческих голов!

Музаффариды, однако, продолжали сопротивляться, но Тимур подошел к Ширазу и начал штурм города. В битве у стен Шираза султан хотел лично сразиться с Тимуром, но был убит, не добравшись до своего врага. Охрана у Тимура была поставлена, что надо! Кстати, со взятием Тимуром Шираза связана одна довольно широко известная история о великом поэте Хафизе. У Хафиза было такое стихотворение:



           "Если эта прекрасная турчанка
            Понесет в руках мое сердце,
            За ее индийскую родинку
            Я отдам Самарканд и Бухару". 

Тимур прекрасно знал и помнил эти стихи. Когда войска Тимура ворвались в город, он сел на ковер в центре главной площади города и велел привести к себе поэта Хафиза целым и невредимым. Вот вам картина: идет обычный грабеж города, насилуют женщин, грабят дома и добивают уцелевших защитников города. К великому полководцу подводят великого поэта, одетого в простой и бедный халат. Намекая на приведенные выше стихи, Тимур сказал Хафизу:



    "О, несчастный! Я потратил всю свою жизнь для того,
     чтобы украсить два своих самых любимых города:
     Самарканд и Бухару. А ты за родинку какой-то шлюхи
     хочешь их отдать?" 

Поэт не растерялся:


    "О, повелитель правоверных! Из-за такой моей щедрости
     я и пребываю в такой бедности!" 

Тимур оценил ответ поэта, расхохотался и велел наградить поэта, одеть его в роскошный халат и отпустить на все четыре стороны. Вот и таким сохранила народная молва великого завоевателя.

Тимур и Золотая Орда. Часть II.

В 1380 году после Куликовской битвы Мамай стал собирать новое войско, но столкнулся с армией Тохтамыша. Отряды Мамая сразу же признали Тохтамыша законным ханом, а Мамай бежал в Крым в Кафу к своим союзникам генуэзцам. Но бессильный Мамай был им уже не нужен, и вскоре его зарезали. А Тохтамыш, встав во главе улуса Джучи, то есть объединив Белую, Золотую и Синюю Орду, что не могло бы произойти без помощи Тимура, стал бороться за возвращение земель, положенных потомкам Джучи еще по завещанию Чингисхана. Вся логика событий вела к столкновению Тохтамыша и Тимура. К этому его толкали не только личные амбиции, но и настроения его нойонов и вождей, которые всегда были вольными дружинниками хана и совсем не стремились быть слугами султана, пусть и такого славного, как Тимур.

Вот, например, Хорезмский оазис. По завещанию Чингисхана он отходил к Джучиеву улусу, но сейчас был захвачен Тимуром. И в 1383 году Тохтамыш вторгается в Среднюю Азию и захватывает вожделенные земли. Некоторое время ему даже удалось контролировать захваченные земли, но впоследствии Тимур вернул себе Хорезмский оазис. Мы видим, что первыми активно выступили ордынцы, а Тимур вначале никаких активных действий против них не вел. Ему было достаточно перетянуть торговлю на южный путь, что сразу же подрывало экономическое благосостояние Джучиева улуса. Вряд ли Тимур в таких условиях мог полагаться на верность своего ставленника? Однако никаких активных действий против Орды он пока не вел: у него были более неотложные задачи.

В 1385 году Тохтамыш нанес новый удар по государству Тимура. Он прошел через Дарьяльское ущелье, вышел в Азербайджан и захватил Тебриз, то есть попытался вернуть те земли, которые также должны были принадлежать улусу Джучи. Тут уже Тимур вынужден был дать отпор зарвавшемуся ордынцу. Он поколотил войска Тохтамыша и захватил множество пленных. Но не в интересах Тимура было сейчас обострять отношения с Тохтамышем и вступать с ним в решающую схватку. Чтобы отсрочить решающие столкновения Тимур приказал отпустить всех пленников и вернуть их в свои степи, правда, под конвоем. Но это не помогло.

Тохтамыш рвался в бой, как фокстерьер, почуявший лису. В 1387 году он снова собрал довольно приличное войско, прошел через казахские степи, пустыню Бет-Пак-Дала и ворвался в Среднюю Азию. Но здесь уже были готовы к удару с севера. Все города были хорошо укреплены, снабжены достаточным количеством продовольствия, в них стояли надежные и боеспособные гарнизоны. Тохтамыш обошел Самарканд и Ходжент, дошел до Термеза, но не смог при этом взять ни одной крепости. Зато татары разграбили все встречные кишлаки.

Тимур в это время наводил порядок в Персии, но, получив известия о вторжении Тохтамыша, быстро собрал свои лучшие части и двинулся форсированным маршем в Среднюю Азию. Тохтамыш стал отступать, но в Фергане Тимур настиг его и здорово потрепал его войска. Очень здорово. После чего Тохтамыш с остатками своих отрядов скрылся в Западной Сибири и на время затих.

Но теперь уже Тимур решил добить врага в его норе. Он понимал, что разбить Тохтамыша и ликвидировать угрозу своему любимому Самарканду с севера можно только путем уничтожения могущества татар в их собственных владениях, в первую очередь на Волге. И Тимур стал готовиться к походу и собрал сильное войско. Но как добраться до Волги с минимальными потерями? Ведь в жарких степях Средней Азии и Казахстана траву можно найти далеко не круглый год. Но Тимур нашел выход: он учел, что трава прорастает сначала на юге, в Средней Азии, а затем полоса прорастания и цветения трав движется на север. И его войско пошло в поход буквально вслед за травой. Это было в 1391 году. Лошади питались свежей и сочной травой, войска запасали продовольствие и занимались облавной охотой.

Тохтамыш не ожидал такого удара, но стал быстро собирать имеющиеся резервы и призвал своих союзников. А союзники в этот раз подкачали. В 1389 году умер великий князь Дмитрий Иванович Донской и завещал великое княжение своему сыну Василию. Тохтамыш подтвердил права Василия Дмитриевича на великое княжение, и теперь ожидал помощи от своего союзника. Но в Москве еще помнили разорение 1382 года и не очень стремились помогать своему союзнику.

Василий Дмитриевич привел свои войска к Волге, даже переправился на левый берег реки, но не стал соединяться с Тохтамышем. А Тимур тем временем стремительным броском вышел к Волге, прижал войска Тохтамыша к реке (сражение происходило на берегах одного из притоков Волги Кондурчи) и начал их буквально истреблять. Сам Тохтамыш успел переправиться на правый берег Волги, но его армия была уничтожена. Василий Дмитриевич, видя такой поворот дела, ушел к низовьям Камы и также переправился на правый берег Волги. Тимур не стал ни переправляться через Волгу, ни преследовать русских. Во-первых, он считал Русь слишком бедной страной, чтобы там было чем поживиться, а во-вторых, уже надвигалась осень и надо было выводить войска на зимовье.

Тимур двинулся назад тем же путем, что и пришел весной (запасы продовольствия были сделаны заранее), и успешно привел домой большую часть своей армии. Некоторые из его военачальников, имевших татарское происхождение, попросили у Тимура разрешения остаться в родных степях, и Тимур отпустил их. Это были мурза Едигей, и царевичи из Белой Орды Темир-Кутлуг и Койричак. Тимур поручил им навести порядок в Орде, но, вернувшись к своему народу, эти офицеры забыли о присяге Тимуру и занялись устройством своих национальных интересов, которые, как мы помним, совсем не совпадали с интересами Тимура.

Итак, Тимур совершил победоносный поход на берега Волги, но решил ли он свою основную задачу по обеспечению безопасности Самарканда, Бухары и других среднеазиатских городов от татарских вторжений? Ответ может быть только один: нет! Потому что хоть Тохтамыш и был побит, но он не был уничтожен, и вскоре он стал вновь собирать силы для борьбы со своим злейшим врагом.

В 1395 году Тохтамыш вновь двинул свою армию против Тимура (какой упорный). На этот раз он пошел на юг по западному берегу Каспийского моря. Разведка у Тимура была поставлена хорошо, он вовремя узнал о выступлении Тохтамыша, вышел навстречу ему через Дербентский проход и встретил его на берегах Терека. Здесь произошло генеральное сражение, отличавшееся редкой ожесточенностью. Сам Тимур сражался в рядах своих воинов, воодушевляя их личным примером. Хотя татары и проявили чудеса героизма и мужества, но их ополчение не выдержало натиска регулярной армии Тимура: они были разбиты, а Тохтамыш бежал на север.

Тимур же решил преследовать разбитого, но недобитого врага. Он провел свою армию через прикаспийские степи и вторгся с ней в самое сердце Золотой Орды, в Волго-Донское междуречье. Здесь главное сопротивлению Тимуру оказал Бек-Ярык-оглан, который со своими отрядами успешно отражал атаки тимуровых гулямов. Тимур направил против Бек-Ярыка своего лучшего полководца - эмира Османа. Осман активно взялся за порученное ему дело и окружил войска татар на берегу Днепра. Бек-Ярыку удалось вырваться из окружения и уйти на восток, на Русь, так как на запад ему пути не было - там лежали владения Литвы, одного из злейших врагов татар.

У Ельца Осман достал Бек-Ярыка, и тому пришлось укрыться в городе. Эмир Осман осадил город, защищаемый русско-татарскими войсками, но, в конце концов, город пал, однако самому Бек-Ярыку вместе со своим старшим сыном и частью войска удалось прорваться через ряды осаждавших и уйти дальше на Русь. Тимур был поражен и восхищен мужеством и стойкостью татарского военачальника. Он приказал освободить захваченную в плен семью Бен-Ярыка, дал ей охрану и отправил вслед герою.

Пока Тимур раздумывал, не пойти ли ему на Москву и Рязань, или оставить их в качестве противостоящего Золотой Орде фактора, в тылу у него поднялись черкесы, осетины и татары. Со слабым тылом много не навоюешь, и Тимур приказал войску поворачивать назад. Но чтобы прокормить войско ему пришлось через Перекоп войти в Крым, собрать там дань, дать небольшой отдых своему войску и подкормить его. Со свежими силами Тимур прошел через выжженные черкесами степи к северу от Кубани, разбил черкесов и загнал их в горы. Потом через Дербентский проход Тимур вышел в Азербайджан и разрушил крепости и укрепления Закавказье и в Приэльбрусье. Наведя здесь порядок, Тимур вернулся в свой любимый Самарканд.

Больше пути Тимура и Золотой Орды непосредственно уже не пересекались. Тимур продолжал свои походы и в 1398 году вторгся в Северную Индию, где разгромил и разорил Делийский султанат. Такие города, как Бхатнаир и Дибалпур были полностью разграблены и уничтожены. Когда Тимур подошел к Дели, то он приказал уничтожить всех захваченных пленников, так как боялся их восстания. Мусульманские историки называют число казненных до 100 тысяч человек. Но они всегда любили круглые цифры и очень часто преувеличивали.

Когда армия Тимура разбила войска султана Насир-уд-дина и вошла в Дели, там начался обычный по средневековым понятиям грабеж. Хронист Али Гийас-уд-дин писал:

"Как голодные волки бросаются на овец, …так обрушились кочевники на жителей столицы. Несколько дней и ночей не прекращались грабежи и насилия… Сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты, а тела их стали пищей для диких зверей и птиц".

Вскоре Тимур покинул город, захватив огромную добычу и большое количество пленников, которых выводили из ворот города несколько дней подряд. После его ухода в окрестностях Дели вспыхнули сильные эпидемии и начался голод.

Здесь мы встречаемся с двумя популярными сюжетами. Во-первых, мы опять сталкиваемся с пирамидами из человеческих голов. Во-вторых, арабский хронист называет армию Тимура кочевниками, хотя как мы с вами уже знаем, это была наемная армия, а сам Тимур опирался в первую очередь на города Средней Азии, а отнюдь не на степи. Но такова уж сила стереотипов!

Были у Тимура и жестокие войны с турками-османами, когда он выступал в союзе с Византией. Ему удалось в 1402 году, в конце концов, разбить доселе непобедимую армию янычар султана Баязета. Затем он подошел к Смирне, которую защищал гарнизон рыцарей ордена Иоанна Иерусалимского. Турки-османы осаждали крепость около двадцати лет, но так и не смогли ее взять. Тимур же взял крепость штурмом всего за несколько дней. Здесь произошел эпизод, который также вошел в большинство книг о Тимуре. Когда на помощь осажденным рыцарям пришли корабли венецианцев и генуэзцев (очень редкий случай их совместных действий), то Тимур приказал обстрелять эти корабли из катапульт головами казненных рыцарей-иоаннитов.

После этого Тимур вернулся в Самарканд, усмирял Могулистан, начал поход в Китай, во время которого он и умер в 1405 году. В ослабевшей же Золотой Орде на первый план выдвинулись оставленные Тимуром военачальники. Хотя царевич Койричак вскоре умер, но власть перешла к его двоюродному брату Темир-Кетлугу. Новому хану вскоре пришлось защищаться от попыток Тохтамыша вернуть себе ордынский престол. У Тохтамыша было еще довольно много сторонников, но главным образом за Уралом. Ему даже удалось захватить Сарай, но Тимур-Кетлуг вступил в тесный союз с мурзой Едигеем и в решающей битве разгромил Тохтамыша. Москва Тохтамыша не поддержала, и ему ничего другого не оставалось делать, как бежать к своим врагам в Литву...

Прерванный поход Тамерлана на Русь в конце XIV века

Нашествие Тамерлана на Русь в конце XIV века - одно из самых малоизученных событий отечественной истории. В первую очередь это касается исторической науки нашего столетия. Тамерланов сюжет она умудрилась продержать взаперти, не выпустив его - даже в конспективном изложении - ни в один из популярных учебников по истории. Опрос десяти школьников, кое-что знающих о Батые, Мамае, Гришке Отрепьеве и Наполеоне, по Тамерлану дает нулевой результат. Это тотальное неведение одной из самых страшных угроз существованию древнерусского государства объясняется, однако, удивительно просто...

Тамерлан никак не вписывался в атеистическую концепцию исторического процесса. Если изъять из сюжета его нашествия чудотворение, связанное с переносом из Владимира в Москву самой почитаемой на Руси Богородичной иконы, то никакой советский историк не смог бы вразумительно объяснить, что же именно побудило среднеазиатского полководца отказаться от почти даровой победы, вдруг и навсегда увести свои тьмы из южнорусских земель. Ведь известно, что Москва на тот час вовсе не была готова к достойному военному отпору. В стратегическом отношении она выглядела еще беззащитнее, чем при тринадцатилетней давности нападении хана Тохтамыша. Всякое сугубо материалисти-ческое объяснение выходки Тамерлана, вдруг благоволившего пощадить обескровленную Русь, выглядело бы жалким. Принцип пощады был неведом самому жестокому из полководцев, известных миру. Понадобилось бы искать другие, более мизерные истолкования его каприза. Не страдал ли он приступами белой горячки еще задолго до своей кончины? Не получил ли громадный выкуп от русских? Не испытывал ли недостатка в провианте и фураже? Какой еще изворот бытия мог определить изворот его сознания? Или Тамерлан был первым последова-тельным абсурдистом в истории войн? Все гадания и фантазирования такого рода не имеют почвы в исторических источниках, связанных с вдруг прерванным нашествием на Русь, прерванным по воле инициатора страшнейшего погрома.

Приведу лишь один пример исследовательского скудоумия и беспомощности анализа, проявленных при трактовке поступка Тамерлана. Пример этот особенно показателен, поскольку относится к последнему десятилетию существования советской исторической науки. В комментариях к «Повести о Темир Аксаке» («Памятники литературы Древней Руси XI V - середина XV века». Москва, 1981) читаем: «В августе 1395 г. Тимур неожиданно вышел к Ельцу, разграбил его и, простояв у Дона около двух недель, по неясным причинам повернул обратно, направляясь в Крым. По-видимому, вполне трезво оценивая обстановку, Тимур не пожелал связываться с мятежными «улусами». Он только что вторично и уже окончательно разбил своего соперника, Тохтамыша, и продолжал карательные экспедиции по татарским землям, подчиняя их своей власти. Выход на Русь был разведкой, подобной той, которую осуществил военачальник Чингисхана Сабудай в 1223 г., дав бой русским и половецким князьям на Калке. Тем не менее, решение Тимура на Руси было воспринято как Божье заступничество и как чудо».

Комментатор, как очевидно, вовсе не утруждает себя документальными доказательствами происшедшего, рассчитывая, похоже, что его трактовка события будет принята на веру. Между тем в таком произвольном и алогичном построении нелепо выглядят обе стороны - и Тамерлан, по неожиданной прихоти вышедший к Ельцу и «по неясным причинам» повернувший обратно, и Русь, поспешившая этот якобы случайный, вовсе необязательный военный демарш Тамерлана осмыслить «как Божье заступничество и чудо». Если причины ухода завоевателя в Крым неясны, то совершенно лишено основания рассуждение о, якобы, трезвой оценке обстановки со стороны Тимура и об его опасении ворошить «мятежные «улусы», под которыми комментатор имеет в виду русские княжества. Но мог ли струсить перед этими не ему, а его только что наголову разбитому противнику Тохтамышу подведомственными улусами непобедимый восточный цесарь? И мог ли быть его выход на Русь только разведкой? Ведь Тохтамыша он только что разбил вовсе не во главе малого разведывательного отряда, иначе бы и не кинулся тут же в малом числе добивать золотоордынцев в Крым. Как ни исхищряется комментатор, ему так и не удается пред-ставить приход Тимура на Русь в виде этакой случайной, неожиданной, легкой и необязательной разведывательной прогулки. А русскую сторону - в виде фанатичных простаков, которые случайное появление и необъяснимое исчезновение любопытствующих азиатов раздули до размеров «божьего заступничества и чуда».

Те сравнительно немногочисленные, но достоверные исторические факты Тамерланова нашествия и русского ему отпора, которые доступны совестливому исследователю, подтверждают как чрезвычайность угрозы, так и реальность благодатной чудотворной помощи. Средневековые биографы и мемуаристы обычно отмечают, что Тимур, будучи неграмотным, обладал замечательно прочной и цепкой памятью, постоянно держал при себе личных чтецов, хорошо знал турецкий и персидский языки (Зафар-Намэ. «Книга побед»). Судя по масштабам его завоевательных походов, евразийская география также входила в круг хорошо усвоенных дисциплин. О Руси он знал никак не меньше, чем о Кавказе и Индии, о Китае и Ближнем Востоке.

Древнерусский летописец, повествуя о нашествии Мамая в 1380 году, приводит любопытную подробность: Мамай «начал испытовати от старых историй, како царь Батый пленил Русскую землю и всеми князи владел, якоже хотел», ибо он, Мамай, «хотяаше вторый царь Батый быти». В соответствии с этим вожделением и штудированием «старых историй» Мамай и на Русь пошел именно по тому самому коридору между притоками Волги и Дона, по которому когда-то вторгся в рязанское княжество внук Чингисхана, Батый.

Но ведь в «Повести о Темир Аксаке» об этом новом завоевателе говорится почти в тех же выражениях, что и о Мамае в повестях Куликовского цикла: «Оттоле возгорелся окаянный, нача мыслити в сердце своем тако и Русьскую землю попленити, аки прежде сего, за грехи попустившю Богу, поплени цесарь Батый Рускую землю, а гордый и свирепый Темир Аксак то же помышляше...» Неслучайность этого сопоставления Тамерлана с Батыем подчеркнута автором повести почти тут же, при описании его полумесячного стояния у Ельца: «Темир Аксак уже стоящю на едином месте 15 дни, помышля, окаяный, хоте ити на всю рускую Землю, аки вторый Батый, разорити крьстьянство».

Историческая аналогия с внуком Чингисхана неизменно сохраняется во множестве списков и более пространных редакций повести. «Яко вторый Батый» Тимур аттестован и в «Повести на Сретение чудотворнаго образа Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии...» (в приложении ко II тому Никонов-с кой летописи).

Так же, как и Мамай, Тимур шел на Русь вовсе не с разведывательной целью, а с задачей нового тотального покорения государства, явно уходящего из-под контроля одряхлевшей Золотой Орды. О серьезности его намерений говорит и характер воинских приготовлений, предпринятых русской стороной. Сын святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского, нынешний самодержец Руси Василий Дмитриевич, собирает в Москве рать и ополчение, спускается с войском к Коломне и выстраивает оборону по северному берегу Оки. Московская Русь еще во времена Дмитрия Донского завела на южных окраинах надежную степную разведку на случай нежданных набегов. Василий Дмитриевич, конечно, не стал бы затевать этих чрезвычайных и изнурительных для казны воинских передвижений, фактически общей мобилизации, если бы получил от своих дальних дозоров известие о малочисленном разведывательном рейде Тамерлана. К тому же Василий Дмитриевич знал незваного гостя не понаслышке. В свое время ему пришлось наблюдать за чудовищным ростом фантасмагорической Тамерлановой империи с близкого расстояния.

В 1371 году, то есть в год рождения Василия, Тамерлан уже владел землями от Маньчжурии до восточного берега Каспия. Во время своего трехлетнего подневольного пребывания в ставке хана Тохтамыша в качестве заложника старший сын Дмитрия Донского был свидетелем созревания розни между Тимуром и хозяином Золотой Орды. В 1386-м - год бегства Василия Дмитриевича из ставки Тохтамыша - Тимур проникает на Кавказ и захватывает Тифлис.

В 1389-м, когда в Москве умирал Дмитрий Донской, Тамерлан предпринял первый из трех походов против Золотой Орды. В канун вторжения в русские пределы, в 1395-м году, состоялся третий поход: Тимур разгромил армию Тохтамыша на Тереке, подверг страшному разграблению золотоордынскую столицу - Сарай-Берке, после чего этот город фактически прекратил существование в качестве имперского мегаполиса. Как бы строго ни относились наши старинные летописцы к Темир Аксаку, именуя его «гордым», «свирепым», «окаянным», мы не вправе забывать, что такими же или даже более крепкими эпитетами награждали его при жизни и после смерти многие закоренелые враги Древней Руси и всего славянства. В случае с этим жесточайшим из тиранов Божественное провидение распорядилось так, что Тимур стал подлинным бичом прежде всего для государств и народов, угнетавших Русь и, шире, православное славянство. В 11-м томе Никоновской летописи сразу вслед за сообщением о победе Тимура над Тохтамышем, читаем: «...и оттоле возгореся окаянный яростию на Русь пойти; и царя Турскаго Баозита в железной клетке с собою вожаше. И прииде близ предел Рязанския земли...»

В этом сообщении (оно проходит по многим спискам «Повести о Темире Аксаке») мы имеем дело с интереснейшим анахронизмом, с грубой хронологической ошибкой, которая, как нам кажется, была сделана все же намеренно. Дело в том, что в 1395 году Тамерлан никак не мог прийти на Русь, имея в обозе клетку с турецким султаном Баязидом, поскольку битва при Анкаре, в итоге которой Баязид Молниеносный попал в плен к Тимуру, состоялась в 1402 году, то есть семь лет спустя после того, как Тимур нежданно отменил свое нашествие на Русь. Тут нужно напомнить, что пленный султан - это тот самый Баязид, которому достались лавры победителя на Косовом поле в 1389 году, когда в итоге кровопролитного сражения погибли с турецкой стороны султан Мурат, отец Баязида, а с сербской - великомученик князь Лазарь. С того времени Баязид весьма преуспел на европейском театре военных действий: в 1396 году он одержал победу в знаменитом Никопольском сражении, разгромив армию крестоносцев. В течение многих лет подготавливал Баязид взятие столицы Византии Константинополя. Одновременно методичным ударам подвергались болгарские Земли. В 1393 году турки взяли после трехмесячной осады Тырново, положив конец Тырновскому, а вскоре и Видинскому болгарским царствам.

Появление полчищ Тимура в Малой Азии пусть и не очень надолго, но все же приостановило вторжение турок на православные и славянские Балканы. Знаменательно: в Анкарской битве на стороне Баязета вынужден был участвовать сербский деспот Стефан Лазаревич, сын князя Лазаря, убиенного на Косовом поле. Но вскоре после Анкарского сражения Стефан - ему удалось уйти и спасти часть своего войска - на том же Косовом поле наносит поражение туркам, как бы творя историческое возмездие за первое Косово, за гибель родителя, за унижение Сербской земли.

Эти события (прежде всего поражение турок под Анкарой) также были восприняты русским автором «Повести о Темир Аксаке» в качестве возмездия, Божьей кары, насланной на осман-завоевателей. Вот почему повесть, написанная уже после вторжения Тимура в Малую Азию, свидетельствует о вполне сознательной «ошибке» автора, сажающего Баязета в железную клетку еще в 1395 году, с тем, чтобы Тамерлан как бы на погляд привез ее к русским рубежам: поглядите, мол, на убийцу православного деспота Лазаря.

Мартом того самого 1402 года (когда состоялась битва Тимура с Баязидом) помечена краткая статья русского летописца, дающая замечательное по своей масштабности обобщение военного и геополитического характера: «...явися знамение на западе, в вечерней зари, звезда велика зело копейным образом... се убо прояви знамение, понеже возсташа языцы воевати друг на друга: Турки, Ляхи, Угры, Немцы, Литва, Чехи, Орда, Греки, Руси, и иныя многая земли и страны смятошеся и ратоваше друг на друга; еще же и моры нача являтися». (ПСРЛ,т.12,с.187).

В этом образе повсеместных раздоров между народами нет преувеличения: то была эпоха поистине тектонических сдвигов на этнической карте евразийского материка. Эпоха великих битв и нашествий (Куликово, Косово поле, разорение Тохтамышем Москвы, Никопольское сражение, битва на Ворскле, Анкара, Грюнвальд, битва на Марице, нашествие Эдигея, Гуситские войны...) охватила жизненное пространство большинства славянских государств и народов. Она глубоко потрясла православный мир. Итогом этой эпохи явилось крушение Византии, зарождение нового центра православия в Московской Руси.

Вскрытие некрополя Гур-Эмир в Самарканде

Долгое время между учёными возникали споры по поводу места захоронения великого правителя древности. Основными «претендентами» стали родное селение Тимура Кеш и Гур-Эмир в Самарканде, где покоились останки сына Тамерлана Шахруха и внука Улугбека. Решено было проводить раскопки в Гур-Эмире. Раскопки начались не совсем запланированно: 16 июня произошла авария при строительстве близлежащей гостиницы «Интурист», и вода стала заливать гробницу. Нужно срочно было что-то предпринимать, чтобы останки не испортились. В авральном режиме чп удалось нейтрализовать. Вскоре экспедиция вскрыла первый гроб, в воздухе стали витать чудесные запахи: это ароматические вещества вырвались наружу из закрытого саркофага. Тогда же родилась легенда о духе Тимуридов, а точнее, самого Тамерлана.

Останки сына Тимура Шахруха сохранились плохо: время и потоп взяли своё. Кости Улугбека сохранились лучше. Его идентифицировали по тому, что голова была отрублена: именно так казнили внука Тамерлана за то, что он предал веру ради астрономических изысканий. На гробнице Тамерлана помимо множества его имён было выбито предостережение желающим вскрыть саркофаг. «Нарувший завет Тимура будет наказан, а по всему миру разразятся жестокие войны», — гласила надпись. Грозные слова остудили пыл исследователей, но всё же было решено открыть гробницу 21 июня 1941 года.

Осуществление вскрытия гроба Тамерлана не заладилось сразу: сломалась лебёдка, погасли прожекторы, дыхание внутри усыпальницы стало тяжёлым. Невольно среди учёных пошли разговоры о проклятии и духе Тимура. В перерыве между работами по вскрытию гробницы к Малику Каюмову подошли старики и поинтересовались, как продвигается дело. Старцы показали оператору книгу, в которой было написано, что, если открыть гроб Тимура, начнётся война. Каюмов обратился к своим старшим товарищам, но ни Айни, ни Семёнов, несмотря на цепочку необъяснимых явлений, в пророчество не поверили, хотя даже в их души, как было сказано выше, закрался страх.

После встречи со стариками гробницу всё-таки вскрыли: бальзамированное тело сохранилось плохо — остались только кости. Человек, лежавший в гробу, был высокого роста, с большой головой. Голень была изувечена, один из спинных позвонков, как у всех Тимуридов, деформирован. У учёных не было теперь сомнений: перед ними лежал Тамерлан!

Радостные, археологи отправились в гостиницу, где следующим утром по радио услышали печальные вести: началась Великая отечественная война. У участников экспедиции был шок, сразу же все вспомнили о таинственных стариках и их книге. Попытались найти — тщетно. Не смогли помочь даже местные жители. Учёным ничего не оставалось, кроме как спешно сворачивать лагерь, брать добытые экземпляры и ехать в Ташкент. Так и поступили.

Через некоторое время Каюмов попал на фронт в качестве военного оператора. Мысль о гробнице и предостережении стариков не давала ему покоя, поэтому он всячески пытался сообщить о таинственных событиях начальству. Удалось встретиться с Жуковым, тот обещал помочь, но, видно, что-то не сложилось. И только после второй встречи полководца и кинооператора дело сдвинулось с мёртвой точки: обо всём узнал Иосиф Сталин.

В известность о необходимости вернуть кости Железного Хромца и его потомков в Гур-Эмир тотчас был поставлен М. М. Герасимов, работавший с останками Тимуридов, воссоздавая внешний вид древней династии. Работы были ускорены и довольно быстро завершены, так что кости были готовы к возвращению в Самарканд. Однако попали туда не сразу, а исчезли на месяц. Поговаривают, что самолёт с прахом Тимуридов летал вдоль линии фронта, предопределив победу русских войск под Сталинградом. Стоит заметить, что подобным образом на тяжёлых участках фронта появлялись чудотворные иконы, после чего успех был на стороне советских войск.

Некрополь Гур-Эмир «Могила эмира» был построен в 1404 году в Самарканде по приказу самого Тимура как мавзолей для его любимого внука Мухаммеда Султана, погибшего в военном походе. Однако, кроме Султана, здесь похоронены и сам Тимур, два его сына - Шахрух и Мираншах, еще один внук - известный ученый-астроном, убитый исламскими фанатиками, Улугбек, духовный наставник Тимура Мир Сейид Береке и, возможно, еще несколько человек, имен которых история не сохранила.

Останки Тимура и его родственников (Шахруха, Улугбека, Мухаммадсултана, Мираншаха) были погребены в Самарканде 20 декабря 1942 года. Советские войска будто бы только этого и ждали, через считанные дни освободив Сталинград. Опять совпадение? Вполне возможно, так оно и есть, и никакого мистического начала эта история не имеет. По крайней мере, многое в фильме преувеличено, да и субъективная нотка присутствует: всё-таки главный герой «Проклятия Тамерлана» — Малик Каюмов, который мог приукрасить таинственную историю, подогнав некоторые знаковые события под сюжет прекрасной сказки.

Интересна версия Антона Шабашова о том, что организованная Сталиным экспедиция в первую очередь была нужна для того, чтобы отыскать сокровища Тамерлана, которые помогли бы в назревавшей войне против Германии Гитлера. В такой интерпретации «совпадение» вполне логично, а даты раскопок и начала войны примерно должны совпадать. Приводим цитату Бунича из книги «Золото партии»: «Поставленная Сталиным задача концентрации всего золота, платины и драгоценных камней в руках государства продолжала энергично выполняться. Если в самой России и на Украине к середине 30-х годов были уже перепаханы все кладбища и вскрыты практически все могилы в надежде найти золотые часы или вставную челюсть, то на территориях среднеазиатских республик подобные мероприятия до поры до времени не проводились.

Осквернение могил и мавзолеев, по законам ислама, является одним из самых страшных преступлений. А поскольку освободительная война в Средней Азии, вспыхнувшая еще в 20-х годах, бушевала не утихая и была подавлена только к 1939 г., получив романтическое название «борьбы с басмачеством», то у самого Сталина и его сатрапов на местах все-таки хватило ума не давать лишнего повода для раздражения местного населения. Но наступил черед и среднеазиатских святынь. Особенно привлекал алчные взоры номенклатуры величественный мавзолей Тамерлана в Самарканде. По легендам, подтвержденным архивными документами, великий азиатский завоеватель в своих походах награбил сказочные, несметные сокровища, большую часть которых приказал положить с собой в гробницу. В мае 1941 г. большая команда московского НКВД, сопровождаемая экспертами ленинградского Эрмитажа, выехала в Самарканд для вскрытия гробницы. Хранитель мемориала восьмидесятилетний Масуд Алаев, придя в ужас, показал приезжим предостерегающую надпись, выбитую на гробнице в год смерти Тамерлана. Надпись предупреждала, что тот, кто осмелится потревожить покой усопшего властелина и вскрыть гробницу, выпустит на свою страну страшных демонов опустошительной войны. На всякий случай, чтобы перестраховаться, об этом доложили в Москву. Оттуда пришел приказ: Алаева арестовать за распространение ложных и панических слухов, гробницу вскрыть незамедлительно. 19 июня 1941 г. огромная плита из зеленого нефрита, закрывающая саркофаг Тамерлана, была поднята. Сообщение ТАСС об этом событии накануне войны перепечатали многие газеты. Если это и совпадение, то весьма странное.

Говоря о совпадении времени захоронения и «первой» советской победы, Каюмов почему-то забыл про победу в битве за Москву, тем самым подгоняя историю под свой собственный рассказ, придавая ему ореол таинственности. Таким образом, нельзя слепо доверять фильму «Проклятие Тамерлана», порой разыскивая совпадения и мистические предопределения там, где их может и не быть. Так поступать с историей очень опасно: скоро может получиться, что именно вскрытие гробницы Тамерлана будет считаться причиной Великой отечественной войны. А такой подход губителен для истории. Тем не менее, случай вскрытия гробницы довольно интересен и заслуживает внимания. Смотреть на него можно под разными углами. Главное, ничего не перепутать и не напридумывать того, чего не было и в помине.

Умер Тамерлан во время похода на Китай. После завершения семилетней войны, в ходе которой был разгромлен Баязид I, Тимур начал подготовку к Китайской кампании, которую он давно планировал из-за притязаний Китая на земли Мавераннахра и Туркестана. Он собрал большую двухсоттысячную армию, вместе с которой выдвинулся в поход 27 ноября 1404 года. В январе 1405 года он прибыл в г. Отрар (развалины его — недалеко от впадения Арыси в Сыр-Дарью), где заболел и умер по надгробному памятнику Тимура — 15 января.

В 1747 году иранский шах Надиршах забрал загробный камень из нефрита, и в тот день Иран был разрушен землетрясением, а сам шах тяжело заболел. Землетрясение повторилось, когда шах вернулся в Иран, и камень вернули обратно.

Согласно легенде, источник и время возникновения которой не представляется возможным установить, существовало предсказание о том, что если прах Тамерлана будет потревожен, начнётся великая и страшная война. Надпись на нефритовой надгробной плите гласит: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».

Одна из легенд о Великом Темуре гласит, что был у Тимура учитель, монах-суфий, предположительно Мир Сейид Береке (Тимура по его желанию даже похоронили у учителя в ногах), который по преданиям в битве с ханом Тахтамышем высыпал песок перед войском хана, когда тот уже одерживал победу над Тимуром, и битва Тахтамышем была проиграна. Он же, по преданиям, предостерег Тимура от битвы с Дмитрием Донским, растолковав сон, который приснился Тимуру накануне битвы, как предостережение. Известно, что тогда Тимур повернул свои войска, и через Елец направился в Крым. Еще одна легенда говорит о том, что над могилой Тимура есть свечение, а приборы показывают повышение электромагнитного фона.

Восьмого сентября отмечается православный праздник - Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Согласно летописям в начале осени 1395 года москвичи узнали, что на Русь движутся полчища Тамерлана. И чтобы спасти город, великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, приказал перенести в белокаменную чудотворную икону Божией Матери, хранящуюся во Владимире. Которая, по преданию, была написана еще сподвижником Христа, евангелистом Лукой. И в день, когда икону привезли в Москву, 8 сентября по новому стилю, Тамерлану якобы во сне явилась грозная Богоматерь в окружении огненных воинов и повелела отвести войска от Руси.

Руи де Клавихо, посол короля Кастилии и Леона ко двору Тимура в 1403 году, и арабский историк Ион Арабшах сообщают о знаке, вытесненном на печати Тимура - три равных круга, расположенных в форме равностороннего треугольника. Неизвестно, какой смысл заложил Тимур, выбрав именно этот знак для государственной печати. Но существует версия Клавихо: каждый круг означает часть света, а владелец символа является Властителем Мира. Это объяснение может считаться вполне приемлемым, ведь оно соответствует распространённому до эпохи Великих Географических Открытий (XV в.) воззрению, что мир состоит из Европы, Азии и Африки, омываемых Внешним Океаном. Но у этой истории есть продолжение. Пять веков спустя, утверждая геральдику Самарканда, Российская империя примет во внимание Тамерланову печать.

"В лазуревом щите серебряный, волнообразный столб, сопровождаемый по бокам двумя золотыми ветвями тутового дерева. В серебряной дамасцированной главе щита знак тамги (печати) Тамерлана - три чёрных кольца. Щит увенчан древнею царскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою". Именно на дореволюционном гербе Самарканда известный философ и художник Н. К. Рерих увидит знак триады и приобщит это наблюдение к своему исследованию, целью которого было выяснить природу и смысл Знака Трёх Сфер. "...Знак триединости оказался раскинутым по всему миру... Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае то же изображение...

На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны, Преподобного Сергия и Святой Троицы. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе этот знак... И повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением". Различные народы и традиции по-разному объясняли этот знак, связывая его с тремя солнцами, с триединством Бога, с тремя Сокровищами Востока (Будда, Дхарма, Сангха), с преемственностью прошлого, настоящего и будущего.

В 1929 году этот знак в виде трёх красных кругов (символ прошлого, настоящего и будущего человечества), заключённых в большую окружность (Вечность), был утверждён в качестве Символа Пакта Культуры (Международного Соглашения об Охране Памятников Культуры во Время Войн и Междоусобных Столкновений). Китайцы считают, что нефрит обладает божественной силой, поэтому огромная нефритовая плита, некогда принадлежавшая китайскому императору, находилась в его дворце на самом почётном месте.

Неизвестно, когда и кем плита была вывезена из дворца, но факт остаётся фактом - два огромных куска нефрита достались Улугбеку при победе над монголами в 1425 году у селения Кетмень-тепе в долине реки Чу. Камни были настолько крупными и тяжёлыми, что для них пришлось соорудить особую повозку. Потом путём тщательной подгонки их соединили самаркандские мастера и сделали надгробие Тимуру, которое сейчас можно увидеть в мавзолее Гур-Эмир. А в 1740 году иранский шах Нодир, завоевав Бухарское ханство, в состав которого тогда входил и Самарканд, осмелился приказать, чтобы камень забрали с могилы и доставили в Мешхед (вместе с камнем было приказано также забрать металлические ворота из мечети Биби-Ханум).

Придворный историк Нодир-шаха пишет, что из камня предполагалось сделать пол и облицовку стен одного из святых зданий столицы Ирана. Однако во сне к Нодир-шаху явился Мир Сейид Береке, духовный учитель Тимура, и сказал, что камень следует вернуть. Наутро устрашённый шах распорядился отвезти камень Тимура в Самарканд и поместить "на своём месте, как было раньше". По дороге в Самарканд нефрит упал и... раскололся на два неравных куска. Однако камни всё же были возвращены, а мастера снова искусно соединили два куска и поместили на прежнее место. В следующий же раз нефритовое надгробие Тимура было сдвинуто в июне 1941 года, незадолго до Второй Мировой Войны...



вверх



Карта сайта
Обратная связь