Юсупов Николай Борисович Загадки дворцов Юсуповых  
AminPRO

Карта сайта / Главная / Исторические тайны /

Загрузить презентацию статьи, PowerPoint, winrar 15МБ


В истории России род татарских князей или мурз Юсуповых сыграл роль выдающуюся. Всюду, куда бы судьба и государево повеление не забрасывали Юсуповых, к какому бы делу они не были бы приставлены, все они делали с блеском, всегда оставались первыми. В роду Юсуповых было два человека, отмеченных особыми знаками судьбы - екатеринский вельможа Николай Борисович Юсупов и последний носитель этой славной фамилии - Феликс Феликсович Юсупов-младший, убийца "старца" Григория Распутина.

Юсупов Николай борисович Феликс Юсупов Григорий Распутин Москва Юсуповский дворец Москва Юсуповский дворец (бывш. Сокольничий дворец Ивана Грозного, 1555) Питер Дворец Юсуповых на Мойке Питер Дворец Юсуповых на Садовой

   Статьи близкие по теме: 
   ----------------------------------------------------------------------
   Повороты судьбы Феликса Юсупова, наследника богатейшей фамилии России
   Николай II и истоки странных методов управления страной
   Посмертная одиссея Распутина
   Матильда Кшесинская – первая любовь…
   Анна Вырубова в жизни последней императорской семьи
   Вывод СК: Ленин в расстреле царской семьи не виновен!
   Уголовное дело цесаревича Алексея
   Чего боялся Яков Юровский
   Императрица Александра Федоровна жена Николая II
   Тайна жизни и смерти последнего императора
   Елизавета Федоровна - эталон нравственности и служения людям
   Юсуповы - трагедия рода
   Зимний дворец
   Петергоф - летняя резиденция Российских Императоров
   ----------------------------------------------------------------------

Дворцовые перевороты

Люди и принадлежащие им дома связаны между собою каким-то таинственным, никому неизвестным образом. Наши далекие предки догадывались об этом, почитали домового дедушку-бога, который живет и ныне в каждом уважаемом здании. Говорят, что домовой защищал по мере сил своих домочадцев, хотя иной раз и выказывал характер, особенно если дом был старым, а хозяева - еще не очень. Главный родовой дворец князей Юсуповых был расположен в Москве - "у Харитонья в переулке". Этот адрес дан в "Евгении Онегине". Тут жила не только Татьяна Ларина, но и сам автор романа в стихах - Александр Сергеевич Пушкин. Здесь и в Архангельском прошли последние годы жизни старшины Английского клуба Петербурга и многолетнего члена Московского Английского клуба князя Николая Борисовича Юсупова - самого знаменитого представителя этого княжеского рода. И здесь на заре советской власти тоже был музей, но…

Последние Юсуповы не любили своего родового дворца, словно бы предчувствуя, что и ему суждено будет разделить их печальную участь. Нет, Юсуповский дворец, в отличие от своих владельцев, не эмигрировал из Москвы. Просто он был вычеркнут из московской культуры, превращен в очередное советское учреждение с чредой бесчисленных служебных кабинетов, секретарш, машинисток и строгим вахтером у входа. "Музей!". Сколько раз доводилось мне слышать это слово возле Юсуповского дворца. Впервые я побывал там десятилетним мальчиком, на нелегальной экскурсии - в выходной день немного заплатили вахтеру, и он милостиво дозволил посмотреть "храм советской сельхознауки". Парадная лестница, таинственные коридоры, громадная палата с царскими портретами - все это представлялось каким-то загадочным хранилищем исторических тайн времен едва ли не Ивана Грозного. Необыкновенный дух этого дома захватывал с первой минуты короткого посещения!

Вообще-то Юсуповский дворец в Москве принято называть палатами Волкова. Этот весьма невидный вельможа времен царствования императора Петра Великого был личным секретарем всесильного светлейшего князя Александра Даниловича Меньшикова. Волков получил палаты в качестве государственного дара совсем не на долго - очередная дворцовая интрига смела его с политического Олимпа, но вот имя Волкова на веки вечные закрепилось за дворцом Юсуповых. Они владели этими палатами с 1721 и по 1917 год - без малого два века. Первым же владельцем палат считают царя Ивана Грозного. В те далекие времена в слободе у церкви Харитония в Огородниках стоял девственный лес. И сюда царь приезжал на охоту, к которой, как и ко всякому убийству, он испытывал искреннюю страсть. Иной раз охота длилась неделями, а ночевать в чистом поле не совсем удобно, так что здесь для царя был сооружен один из его многочисленных подмосковных охотничьих дворцов. Строить в те времена умели - и не только на земле, но и под землею.

Московские легенды говорят о том, что Грозный царь, вообще любивший всякого рода подземелья и тайные переходы, приказал построить от дворца у Харитония к Кремлю обширный подземный ход. Это сооружение имело несколько ответвлений, так что царь всегда появлялся неожиданно для своих подданных в том или ином месте - где захочется. Производилась проверка - не готовится ли очередной заговор, покуда царь охотился. "Строили этот дом архитекторы Барма и Постник, те самые, что создали в Москве собор Василия Блаженного", - сообщает в своих воспоминаниях семейную легенду последний из Юсуповых - убийца Распутина Феликс Феликсович. Подземелья будущего Юсуповского дворца имели так сказать многофункциональное назначение. Одно из них - подземная тюрьма. В 1891 году во время ремонтных работ в подземной части дома был найден подземный коридор, где несколько человеческих скелетов были прикованы цепями к стенам.

Вообще скелеты - не редкость в домах Юсуповых. В одном из загородных домов близ Петербурга был найден скелет, одетый в саван. Семейная легенда гласит, что одна из сановных бабушек Феликса Феликсовича была влюблена в простого революционера. Она смогла спасти его из царской тюрьмы и поселила в тайной комнате возле своей спальни - дабы революцией занимался он только с нею. Когда же продолжатель дела декабристов и Герцена умер, вынести тело незамеченным не представилось возможным, потому оно было оставлено в пресловутой тайной комнате. Находиться рядом с нею было большой пыткой, так сильна была энергетика не погребенного тела. Еще несколько скелетов было найдено и в доме Волкова в 1891 году. Они располагались в нишах бывшей домовой церкви в верхнем этаже палат. Остается только гадать, как они туда попали…

Когда семья Юсуповых на рубеже 19 и 20 столетия переехала в Москву, то жить в старых палатах они отказались. Для жилья был отремонтирован и частью переделан флигель. Во дворце же устраивались приемы, которые поражали иностранцев своею "византийской" пышностью, чему немало способствовала и архитектурное убранство здания. Именно во дворце оказались вскоре после революции спрятаны юсуповские сокровища. Прятал их вместе с Феликсом-младшим Григорий Бужинский - преданный семье человек, много лет командовавший всею домашней прислугой. Когда же большевики пришли грабить дворец, то потребовали от него показать - где спрятаны княжеские сокровища. Бужинского пытали, и он умер от пыток, но сокровищ так и не показал.

Летом 1925 года тайник в палатах Волкова был случайно найден. Тайник в подклете был забит мусором и старой одеждой, в которой были завернуты громадные ценности. 25 колье, 255 брошей, 13 диадем, 42 браслета. Здесь же была скульптура из серебра, 200 чарок и даже скрипка Страдивари. По всему дому было найдено еще более 20 тайников, но все они оказались пусты… Действительно после 1917 года в России наступили такие времена, что и сам дедушка-домовой отправился в эмиграцию. Должны были эмигрировать и последние князья Юсуповы - их революционные заслуги в деле убийства Григория Распутина мировым пролетариатом как-то не учитывались. Странным образом судьбу Юсуповых разделили их многочисленные дворцы и усадьбы, а также громадные юсуповские коллекции.

Разгром юсуповских усадеб начался не сразу. После 1917 года во многих юсуповских дворцах стали действовать музеи дворянского быта, где среди главных экспонатов была превосходная курная изба, поставленная посреди барских покоев. Сами музейные работники той поры очень сетовали на то, что найти такую курную избу чрезвычайно трудно - совсем повывелись, но директива "Олечки Давидовны" Каменевой-Троцкой обязывала. Без этого музею не бывать! Сестра и жена двух вождей в первые годы советской власти возглавляла музейное дело в стране и знала в этом пролетарский толк.

Однако "год великого перелома" - 1929 - подвел печальную черту под существованием этих музеев. Обширные юсуповские коллекции, за небольшим исключением, попали в недра государственных хранилищ, из которых их с большим удовольствием реализовывала на западном художественном рынке одна из супруг "великого пролетарского писателя" Мария Федоровна Андреева, бывшая актриса Художественного театра.

Ценнейшая часть художественных коллекций Юсуповых перед революцией была сосредоточена в их петербургском дворце. Интерьеры его почти полностью сохранились до наших дней - после закрытия музея дворец был передан ленинградской интеллигенции. Его даже не продали в Америку, куда иной раз уходили некоторые из дворцов "северной Пальмиры" со всем содержимым, вплоть до оконных шпингалетов. Сейчас в нем восстановлен музей, но прежнее юсуповское собрание, увы, невосстановимо. Одно лишь подмосковное имение Архангельское, взятое на баланс министерства Обороны в качестве санаторной базы, было почти полностью сохранено и уцелело до наших дней в качестве музейного усадебного комплекса, хотя и было дополнено еще парой дворцовых сооружений в стиле добротного сталинского ампира.

Тайные линии судьбы князя Феликса Юсупова

Последний из рода князей Юсуповых - Феликс Феликсович вошел в историю России как убийца Григория Ефимовича Распутина-Новых. Сейчас, когда имя Распутина пытаются реабилитировать и едва ли не канонизировать, особенно интересно вглядеться в мистические линии судьбы князя Юсупова. Вероятно, все это имеет лишь самое поверхностное отношение к истории юсуповского собрания. Русская знать в 19 столетии не чуралась больших семей. Иная графиня или княгиня ухитрялась рожать как простая крестьянка - раз десять - двенадцать. Младенческая смертность и в высших кругах русского общества тогда была достаточно высока. Князь Сумароков-Юсупов и Зинаида Николаевна Не были исключением и князья Юсуповы. Только вот одна странная вещь - на протяжении столетия родословное их древо отнюдь не расширялось, а все более и более сужалось, покуда и вовсе не вымерло. Напомню читателю, что дворянские роды считались исключительно по мужской линии и женщинам не дано было права носить после замужества фамилии отца и считаться продолжательницей рода. Она продолжала род своего супруга.

У Николая Борисовича Юсупова, главного, самого яркого и славного представителя этого древнего рода, был единственный сын Борис Николаевич, женатый на Зинаиде Ивановне Нарышкиной, впоследствии графине де Шово и маркизе де Серр. Их сын - Николай Борисович Юсупов-младший был последним мужчиной в роде. Его дочь от брака с графиней Татьяной Александровной де Риборпьер была последней представительницей рода по прямой линии. Она вступила в законный брак с человеком весьма любопытного происхождения - графом Феликсом Феликсовичем Сумароковым-Эльстон. Человек-то он был, в отличие от своей красавицы-супруги, вполне заурядный. Интересен был его род.

По слухам как-то прусский король Фридрих-Вильгельм IV влюбился во фрейлину своей сестры русской императрицы Александры Федоровны - графиню Тизенгаузен. Состоялся или нет их морганатический брак - история умалчивает. Только на свет появился Феликс Эльстон, который 16 лет от роду переехал в Россию, где немецкое происхождение не помешало ему командовать донскими казаками, вероятно, по примеру современного господина "казака" А.Розенбаума и его песен про "станичников". Феликс Эльстон стал графом Сумароковым, так как его жена была последней в роде. Сын его Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон стал еще и князем Юсуповым. Так император Александр III пытался сохранить эти благородные вымирающие фамилии. Попытки эти не увенчались успехом. На Феликсе Феликсовиче младшем род Юсуповых пресекся окончательно. Его единственная дочь была по мужу графиня Шереметева, а единственная внучка Ксения была за Ильей Сфири. Так что после революции не слишком повезло не одним Юсуповым.

В роду Юсуповых существовало странное поверие, точнее рок. Все сыновья, за исключением одного, умирали, не дожив до 26 лет. У Феликса Юсупова-младшего было четверо братьев. Двое умерли в младенчестве. Старший, Николай, в канун наступления рокового возраста был убит на дуэли из-за какой-то малоприметной замужней дамы. Он находился под сильным влиянием оккультиста Шинского, который устроил все так, чтобы дуэль была неотвратима. Будущий убийца Распутина тоже был отмечен определенной печатью рока. До 15 летнего возраста он страдал лунатизмом. В своих мемуарах Феликс Юсупов так рассказывает об этом: "Как-то ночью я очутился верхом на балюстраде одного из балконов. Разбудили меня, видимо, птичий крик. Увидав, что внизу пропасть, я до смерти перепугался. На мой крик прибежал лакей и выручил меня".

Был младший Юсупов отмечен и печатью порока. Отличался он редкостной красотой - вылитая мать, которая считалась одной из первых красавиц России. Феликс Феликсович проделывал самые разнообразные гадости. Так, он переодевался в женские платя и ходил по улицам Петербурга в виде проститутки. У него был очень приличный голос. Умение носить дамские наряды позволило ему проделать еще одну аферу. Юный князь выступал в кафешантане в качестве певички и не брезговал потом сидеть за столом в кабинете с клиентами. И только ли сидеть. В своих воспоминаниях этот добропорядочный - в эмиграции - семьянин и царский родственник откровенно писал: "Меня всегда возмущала несправедливость человеческая к тем, кто любит иначе. Можно порицать однополую любовь, но не самих любящих".

Были у Феликса-младшего и способности ясновидца. В отрочестве он разговаривал во сне. Однажды родители услыхали, как он бормочет два слова -крушенье поезда. Поездку, в которую собирались, тут же отменили. Поезд сошел с рельсов, было много жертв. Николай Юсупов Вместе с погибшим на дуэли братом Николаем князь Феликс занимался спиритизмом. Видимо, он был сильным медиумом. Однажды со стола свалилась тяжелая статуя. Много внимания будущий убийца Распутина уделял йоге, а равно и каббализму. И вот однажды… "В ту же зиму странное событие напомнило мне клятву, которую мы с братом дали во времена наших спиритических фокусов. Поклялись мы, что первый из нас, кто умрет, известит другого с того света. Был я несколько дней в Петербурге, в доме на Мойке. Однажды ночью я проснулся и, движимый необъяснимой силой, подошел к комнате брата, запертой со дня его смерти. Вдруг дверь открылась. На пороге стоял Николай. Лицо его сияло. Он тянул ко мне руки… Я бросился было на встречу, но дверь тихонько закрылась. Все исчезло".

Было Феликсу Юсупову еще одно явление. Позднее оно было истолковано как пророчество о судьбах Росси, не очень-то славных. "Однажды в конце лета мы с Николаем стали очевидцами таинственного явленья, так никогда и не объяснившегося. Собирались мы с братом в Петербург. После ужина простились с родителями, сели в тройку и поехали на вокзал. Дорога шала через Серебряный бор, глухой и безлюдный на версты и версты. Ярко светила луна, друг среди леса лошади встали на дыбы. Впереди показался поезд и тихо шел сквозь деревья. В вагонах горел свет, у окон сидели пассажиры, лица их были различимы. Наши люди перекрестились. "Нечистая сила", - шепнул один. Мы с Николаем обмерли: железной дороги не было поблизости и в помине. Но видело поезд нас четверо!"

Позднее Юсупов признался, что узнал многих пассажиров поезда. Это были высшие сановники России, сметенные Октябрьской революцией. Казалось, что поезд увозил навсегда старую Россию. Впрочем, Юсупов как-то попытался поезд этот остановить. Он решил организовать убийство Распутина. Кстати, злые языки утверждали, что "старец" привлечен был во дворец Юсуповых отнюдь не прелестями юной жены Феликса Феликсовича - Ирины. Он предпочел своего будущего убийцу. Кровавая жертва была принесена, но она не спасла ни Россию, ни знаменитый род Юсуповых.

Какие-то таинственные заслуги князя Феликса были признаны во всем мире. Он был отмечен неким таинственным орденом, но все это остается тайно за семью печатями, каковых не сломят ни перестройка, ни возврат капитализма…



вверх



Карта сайта
Обратная связь