Фрейлина императрицы Александры Федоровны Анна Александровна Вырубова (Танеева) Анна Вырубова в жизни последней
императорской семьи
 
AminPRO
Карта сайта / Главная / Самые невероятные судьбы /


         - Скажи, - спросила императрица, - тебе никогда не хочется
           вырваться из этой золотой клетки на волю? 
         - Иногда мне, правда, скушно, - созналась Вырубова...

На Инженерной улице в Петербурге, в доме № 4 проживал статс-секретарь Танеев - столичная знать, элита общества, сливки света. Казалось бы, и дочь видного бюрократа должна распуститься в некое прелестное создание, благо кремов и музыки вложили в нее немало. Но этого не случилось! Аня Танеева росла толстой, молчаливой и угрюмой, совсем не похожей на аристократку. Родители ее были культурными людьми, но Анютка с грехом пополам выдержала экзамен на маловыразительное звание "домашней учительницы". Анна Вырубова в кругу членов семьи дома Романовых В 16 лет, когда красота только распускается, это была уже громоздкая бабища - с массивной грудью, с жирными плечами. В 1902 году она перенесла брюшной тиф, давший осложнение на кровеносные сосуды ног, и девица опиралась при ходьбе на два костыля…

   Статьи близкие по теме: 
   ----------------------------------------------------------------------
   Николай II и истоки странных методов управления страной
   Посмертная одиссея Распутина
   Матильда Кшесинская – первая любовь…
   Юсуповы - трагедия рода
   Вывод СК: Ленин в расстреле царской семьи не виновен!
   Уголовное дело цесаревича Алексея
   Чего боялся Яков Юровский
   Императрица Александра Федоровна жена Николая II
   Тайна жизни и смерти последнего императора
   Елизавета Федоровна - эталон нравственности и служения людям
   Загадки дворцов Юсуповых
   Зимний дворец
   Петергоф - летняя резиденция Российских Императоров
   ----------------------------------------------------------------------



Такой впервые и увидела ее в Царском Селе императрица.
- А я вас знаю, - сказала она Анютке. - Не помню - где, может, во сне, а может, и в загробной жизни, но я вас встречала.
Отбросив костыли, девица грузно бухнулась на колени.
- Я и сама чувствую, - запищала она, ползая по траве, - что я сама не от себя, а лишь загадочное орудие чужой судьбы, которая должна очень тесно переплестись с судьбою моей.
- Встань, - велела ей Александра Федоровна. - Какой у тебя удивительно высокий голос, а у меня как раз низкий… Если ты еще и поешь, так мы с тобою составим неплохой дуэт…
Теперь, когда к царице приезжала Наталья Ирецкая, во Дворец призывали и Анютку; вдвоем, закрыв глаза, они безутешно выводили рулады, воскрешая забытый романс Донаурова:

    
     
      Тихо на дороге, дремлет все вокруг,
      Что же не приходит мой неверный друг?..

Невзирая на возникшую близость к императрице, на плечо Танеевой не торопились прицеплять бант фрейлинского "шифра" (очевидно, при дворе не хотели иметь фрейлину с такой топорной внешностью). Перед поездкой же в Сарово Анютка призналась царице, что влюблена безумно, но он такой мужчина… просто страшно!
- А каков он? - ради вежливости спросила Алиса.
- Настолько обольстителен, что я боюсь на него глядеть. Я и не глядела! Но он недавно овдовел и теперь свободен. Анна Александровна Вырубова (слева) с сестрой Александрой Александровной Танеевой на костюмированном бале 1903 года
- Назови мне его, - велела императрица.
- Это генерал Саня Орлов, ваше величество…
Императрица откинула голову на валик кресла.
- Ну… и что? - спросила, овладев собою. - Вы с ним уже виделись? Этот жестокий бабник?

Анютка испугалась, но отнюдь не грубости языка императрицы, ибо в обиходе двора бытовал именно такой язык - почти площадной. Наверное, только сейчас девица сообразила, почему Алиса, став шефом Уланского полка, сделала Орлова командиром своего же полка… От страха шитье выпало из рук толстухи.
- Я виновата, - заплакала она. - Но не ведаю, перед кем виновата. Вы же сами знаете, что перед Орловым устоять невозможно. Раскаюсь до конца: он сказал, что придет ко мне.
- Придет… куда и когда?
- Сегодня вечером. Я уже дала ему ключ от дачи… Анна Александровна Вырубова (Танеева)

За окнами свежо и вечно шумел царскосельский парк.
Императрица обрела ледяное спокойствие.
- Пусть он приходит, и ты впусти его, - сказала она, с неожиданной лаской погладив Анютку по голове. - Тебя сам всевышний послал для меня. Ты и верно что не сама от себя, а лишь орудие моей судьбы, которая переплетется с твоей судьбой…
Когда над царской резиденцией стемнело, генерал Орлов, накачавшись коньяком "до пробки", открыл дачные двери. Голос Анютки Танеевой окликнул его из глубин мрачного дома:
- Идите сюда… сюда… вас уже ждут!
Из потемок возникли горячие руки и обвили шею прекрасного наркомана. Но с первых же минут свидания Орлов почуял, что его встретило не совсем то, что он ожидал.
Ярко вспыхнул свет, и Орлов обомлел…

Перед ним стояла шеф лейб-гвардии Уланского полка!
- Вот как вредно ходить по девицам, - сказала она со смехом, - можно попасть к замужней женщине… Ты удивлен? Но я же поклялась тебе однажды, что никогда тебя не забуду!..
Они ушли. Анютка уже собиралась спать, когда с крыльца раздался звон шпор. Ей показалось, что это возвращается Орлов... Но в спальню вдруг шагнул сам император Николай - в солдатской шинелюге, пахнувшей конюшней, он был бледен, от него ужасно разило вином.
- Аликс… была? - вот его первый вопрос.
- Да, - еле слышно отвечала Анютка.
- Тогда… ложись, - нелогично велел император. Анна Александровна Вырубова (Танеева)

Классический треугольник обратился в порочный четырехугольник. Николай II впредь так и делал: напьется - идет к ней. "А когда я не пьян, - признался он, - так я уже ничего не могу…" Освоясь с положением куртизанки, Анютка в Ливадии уже открыто преследовала Николая II, что не укрылось от взоров императрицы… Что бы сделала на ее месте любая женщина? Все сделала бы - вплоть до серии звонких оплеух! Даже град пощечин с воплями и слезами можно понять, ибо они - от здорового чувства, не омраченного цинизмом. В любви бывает всякое, и не бывает в любви только равнодушия. Алиса же повела себя строго педантично. Сама до предела откровенная в интимных вещах, она и мужа приучила к откровенности, доведенной до безобразия. То, что в жизни всеми подразумевается, но не подлежит обсуждению, Романовы пережевывали на все лады. Николай II доложил жене о своей измене во всех подробностях… "Аня хватила через край, - подлинные слова императрицы. - Но ты слушайся меня! Тебе следует быть твердым. Не позволяй наступать на ногу. Если она опять станет лезть, мы будем время от времени окатывать ее ледяной водой". Даже в этой истории за ней осталось решающее слово главного консультанта.

Она сама не замечала, что в ее практической дидактике есть нечто противоестественное. Это даже не цинизм, а лишь атрофия нравственного возмущения. Никаких клятв от мужа царица не требовала (у самой рыльце в пушку), и Николай II никогда не прерывал своих отношений с Анюткой. Об этой скотской связи догадывались многие, а потому и женихов на богатую невесту не находилось. Когда все уже ясно, тогда и скрывать ничего не надо. Танеева жаловалась самой… царице:
- Мне теперь трудно найти мужа, - говорила она. Анна Александровна Вырубова (Танеева)
- Я сама найду тебе мужа, - утешала ее Алиса.
30 июля 1904 года у императрицы наконец-то родился наследник-цесаревич, нареченный Алексеем. Над Невою долго палили пушки. Николай II был искренне убежден, что наследника престолу подарил его духовный патрон Серафим Саровский… Позже, когда Алексей подрос, придворные находили в нем большое сходство с генералом Орловым. По углам шушукались: "Стоило в это дело вмешаться Орлову, как, глядь, и наследник сразу же появился…" Впрочем, иностранная печать, отлично осведомленная, никогда и не считала Николая II отцом цесаревича Алексея...

Жениха ей подобрала сама царица. Это был лейтенант флотского экипажа Александр Васильевич Вырубов, служивший в походной канцелярии самого императора. Но она плохо его знала.

Непонятно, на что рассчитывал бравый лейтенант, но святых чувств к невесте у него не было да и не могло быть. Вырубов кое-что знал о связях невесты, и кто говорил - сам царь, кто говорил - генерал Орлов… А свадьба была значительна и торжественна ("Неутешно плакала императрица; так она рыдала, как не рыдает купчиха напоказ, выдавая своих дочек. Казалось бы, могла ея величество удержать свои слезы в своих комнатах…"). Вырубов знал, что попалось ему не сокровище. А потому, когда торжественная часть брачной процедуры закончилась и молодые остались одни, свитский моряк изволил заметить:
- Я часто бываю в командировках по флотам, но это не значит, что вы можете принимать у себя Орлова или… или этого ничтожного господина с высоким положением. В случае же чего - во! Анна Александровна Вырубова (Танеева) и Зинаида Николаевна Юсупова И возле круглого лица новобрачной вдруг оказался здоровенный кулак, обрамленный ослепительным манжетом с янтарной запонкой. Огорченная такой увертюрой к семейной жизни, Анютка напрасно ждала мужа в постели. Вырубов решил играть в бильярд...

Дача Вырубовой в Царском Селе находилась на Церковной улице в доме № 2, который примыкал к дворцам, и вскоре (по приказу императрицы) в ограде сделали особую калитку: толкни ее - и сразу из дворца можно попасть на вырубовскую дачу. Недавно вернулся из Прибалтики генерал А. А. Орлов, звериная сущность которого особенно импонировала императрице: "Если бы и мой Ники был таким сильным и жестоким, подобно Орлову… Как бы мучительно и пылко я его любила!" При дворе поговаривали, что Орлов за свои кровавые карательные экспедиции получит титул графа, но Николай II позволил палачу лишь называть себя Орлов-Балтийский. В опасном четырехугольнике (царь - Анютка, царица - Орлов) генерал-каратель занимал сейчас особое положение. Императрица внимательно изучала царствование Екатерины Великой, в котором ее потрясло, что Екатерина мужа своего Петра III считала недостаточно твердым, как и она своего супруга Ники. С помощью фаворита Орлова Екатерина II устранила мужа с престола, чтобы самой стать императрицей… Офицеры Уланского полка, на переднем плане император Николай II, шеф уланского полка Александра Федоровна и командир полка Орлов Александр Афиногенович

- Аня - сказала Алиса как-то Вырубовой, - а ты не находишь, что возникла роковая аналогия? С одной стороны у меня Орлов, а с другой - Григорий. Если их совместить в именах, то получится Григорий Орлов - почти как у Екатерины Великой… Почему ты молчишь? Разве ты не веришь в символы судьбы? Вырубова даже не узнала своей подруги: Александра Федоровна сидела в кресле-качалке, чеканно-прямая, с ровным холодным настроением, волевая и решительная. Синий папиросный дым обволакивал императрицу, которой недавно исполнилось 35 лет.
- Екатерина тоже была немкой, как и я, - говорила она, - а в истории России осталась с титулом "великой"! Один из современников писал: "Царица в это время разделяла тревоги, которые приносит жертвам своим страшная mania perspecutiva, с молодым и красивым генералом Орловым. Связь была давно всем известна… Мужу не могли нравиться эти отношения, его самолюбие страдало, но отвлечь жену от Орлова не было ни мужского умения, ни, может быть, охоты!.."

Бульварная пресса Европы подливала масла в огонь, продолжая указывать истинного отца наследника русского престола. Летом, при открытых окнах, охрана Александрийского дворца не раз слышала, как ругались царь с царицей. Хотя, скандаля, они вели речь только на английском языке, но в речи Николая II проскакивала русская брань и часто поминалось имя Орлова. Император Николай Александрович и императрица Александра Федоровна

В один из вечеров, когда императрица уже покинула дачу Вырубовой, а Орлов еще приводил себя в порядок, с улицы раздался звонок, возвещавший о несвоевременном прибытии лейтенанта.
- Ах, боже! - заметалась по комнатам Анютка. - Скорее покидайте меня… это он… он. Я пропала… прыгайте в окно! Орлов выдержал характер до конца, и прежде чем сигать в окно, он еще поцеловал Вырубовой ручку. Лейтенант шквалом ворвался в комнаты и успел разглядеть, как в теплых сумерках улепетывал командир лейб-гвардии Уланского полка императрицы.
- Ну, теперь держись, царская шлюха!
Но даже под тумаками Анютка стойко молчала, беря вину царицы на себя. Утром, собираясь на службу в морскую канцелярию его императорского величества, лейтенант сказал жене:
- Будь готова! Вечером продолжим беседу…
Второй раз такого не пережить, и Анютка помчалась во дворец, стала показывать Алисе свои синяки. Она рыдала:
- Он сошел с ума! Сана, спаси меня.
- Говоришь, он сошел с ума! Вот и хорошо…

Лейтенант А. В. Вырубов указанием свыше был объявлен при дворе умалишенным, нуждающимся в особом надзоре. Но "лечиться" на родине не пожелал, и его спровадили в Швейцарию; перед отъездом он зашел в офицерское собрание, где как следует и напился. Спьяна он высказал то, о чем другие помалкивали:
- Вы думаете, я пьян? Не-ет, я не пьян. А этот романовский бардак давно пора прихлопнуть. Вы думаете, я не знаю, от кого рожден наследник престола?
Об этом вся Европа болтает… Императрица Александра Федоровна жена Николая II
На беду его, здесь же в собрании оказались и великие князья, числившиеся в Гвардейском экипаже. Умные из них смолчали, а те, что поглупее, донесли лично императору.
- Орлов прогнил уже до печенок, - сказал царь. - И пусть убирается в Египет на курорт в Геллуане, без права возвращения в отечество. Денег я ему дам. Но прежде поговорю с ним…

После разговора с царем наедине, где Орлову была любезно предложена чашка чаю, генерал вышел бледный, весь в поту. "Мне дурно", - сказал он, падая. Его подхватили и отправили на вокзал - прямо к отходу поезда. Была глубокая ночь, поезд приближался к пограничной станции Вержболово, когда Орлов, испытав облегчение, попросил крепкого кофе… Экспресс Париж - С.Петербург замер возле рубежного столба. Агенты тайной полиции при свете карманных фонарей вынесли красавца из вагона. "Умер от чахотки", - писал граф Витте. "Отравился", - шептались в столице. "Был отравлен по приказу царя", - точно указывала французская пресса. Императрица велела похоронить Орлова в Царском Селе (вне кладбища!) и теперь заодно с Вырубовой часто навещала его могилу, осыпая ее цветами. Сидя на скамейке, они навзрыд плакали… "Мой соловушка", - говорила Алиса. "А какой был красавушка", - вторила ей Вырубова… Эта могила тоже соединяла их. Столь разные, две женщины были отныне нерасторжимы, как сиамские близнецы. Но гибель Орлова была для императрицы страшным ударом. "Несомненно, - сказано в одной книге, - Орлов был одним из тех, на кого рассчитывала с наступлением революции супруга безвольного царя…" Питер Царское Село вид сверху

Бархатный сезон в разгаре… Наезжающие в Ялту бездельники, гуляя по окрестностям, упирались в ограду с надписью:

ЛИВАДИЯ. ИМЕНИЕ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА

- Сюда нельзя, - словно из-под земли появлялись охранники. - Требуется особое разрешение ялтинского градоначальника…
Вокруг Ливадийского дворца, под шум тополей и кипарисов, свежо и молодо звенели фонтаны - Мавританский, Венера, Нимфа и прочие. Ветер с моря доносил до помазанников божиих очаровательные ароматы экзотических растений, всхоленных в оранжереях. По вечерам над Ялтою разгоралось зарево электрических огней, туда спешили ночные пароходы, там люди фланировали по бульварам, танцевали на площадках, окруженных фонариками, ели и пили, поднимая бокалы за прекрасных дам, по-своему они были счастливы, и бархатный сезон в Ялте - это, конечно, чудо! Императрица Александра Федоровна жена Николая II
По воздушной перголе, увитой розами, гуляли царица и Вырубова с русско-татарскими разговорниками в руках.
- Я боюсь - бен коркаим, мы боимся - бизлер коркаимыс, - твердили они. - Бабочка - кобелек, баня - хамам, блоха - пире, я люблю - бен северым, пистолет - пыштоф…

Вдали шумела праздничная Ялта, там играли оркестры.
- Скажи, - спросила императрица, - тебе никогда не хочется вырваться из этой золотой клетки на волю?
- Иногда мне, правда, скушно, - созналась Вырубова.
Александра Федоровна окунула лицо в ворох прохладных роз, ее рука забросила в кусты татарский разговорник.
- Мне тоже надоела эта… тюрьма!
Крайности всегда имеют тяготение одна к другой, как полюса магнитов. Парижский апаш читает роман из жизни маркизы, а сама маркиза читает роман из жизни апашей. Царям тоже иногда бывало любопытно подсмотреть недоступную народную жизнь.
- Сана, - вдруг предложила Вырубова, - отсюда до Ялты извозчики берут полтинник. Оденемся попроще и будем вести себя как обычные гуляющие дамы… Ведь на лбу у нас не написано, что ты царица, а я твоя приближенная…

Взяли извозчика, покатили. Алиса оборачивалась:
- Как-то даже странно, что нас никто не охраняет.
- Странно или страшно?
- И то и другое. Ощущение небывалой остроты…
- Вот видишь, как все хорошо!
Извозчик спросил, куда их везти в Ялте.
- Высади возле "Континенталя".
- Но там дорого берут, - заволновалась царица.
- Ладно. Тогда возле "Мариино", там дешевле…

На открытой веранде "Мариино" они ели мороженое, потом с некоторой опаской вышли на Пушкинский бульвар. Ялта город странный: каждый приезжий - барин, каждый ялтинец - лакей барина. Подруги были в больших шляпах, тульи которых обвивала кисея, обе в одинаковых платьях, с одинаковыми зонтиками, на которые опирались при ходьбе, как на тросточки.
- Как интересно, - говорила императрица, вся замирая. - Воображаю, как мне попадет от Ники, когда он узнает…
На лбу у них - да! - ничего написано не было. Но все-таки, смею думать, что-то было там написано. Потому что один молодящийся жуир наглейше заглянул под шляпу императрицы.
- Недурна, - сказал он и побежал за ней следом. - Мадам, приношу извинения за навязчивость, но желательно…
- Пойдем скорее, - сказала Анютке царица.

Ухажер не отставал:
- Мадам, всего один вечер. Три рубля вас устроят?
Вырубова едва поспевала за императрицей.
- Боже, за кого нас принимают!
Сбоку подскочил пижон, беря Анютку под руку.
- Чур, а эта моя… обожаю многопудовых!
Назревал скандал. Вырубова не выдержала:
- Отстаньте! Вы разве не видите, кто перед вами?
- Видим… или вам пяти рублей мало?
Александра Федоровна истошно закричала:
- Полиция! Городово-ой, скорее сюда…
Не спеша приблизился чин - загорелый как черт.
- Чего надо? - спросил меланхолично.
- Я императрица, а эти вот нахалы…

Раздался хохот. Собиралась толпа любопытных.
- Пошли, - сказал городовой, хватая Алису за локоть.
- Я императрица… Как ты смеешь! - вырывалась она.
Другой рукой полицейский схватил и Вырубову:
- А ты тоже… в участке разберутся…

К счастью, в толпе оказался богатый крымский татарин Агыев, который не раз бывал в Ливадии, где продавал царю ковры.
- Бен коркаим! - крикнула ему царица по-татарски.
- Бизлер коркаимыс, - тоненько пропищала Вырубова…
Агыев решительно отбросил руки городового.
- Дурак! Или тебе в Сибирь захотелось?..
Пока они так общались с внешним миром, вся Ливадия перевернулась в поисках пропавших. Николай II был страшно бледен.
- Где вы пропадали? - набросился он на жену.
- Ники, какой ужас! Меня сейчас приняли за уличную даму, и знаешь, сколько мне предлагали?..
- Хорошо, что тебя не приняли за царицу, - в бешенстве отвечал Николай II. - А сколько тебе давали, я не желаю знать.
- Нет, ты все-таки знай, что давали три рубля.
- А за меня целых пять, - ехидно вставила Анютка...




        Валентин Саввич Пикуль
        отрывки из романа "Нечистая сила"



* * *

PS: А.А.Вырубова после Февральской революции была арестована; в марте—июне 1917 находилась в заключении в Петропавловской крепости, затем в Свеаборге. Освобождена по требованию Петросовета. После нового ареста в октябре 1918 бежала, скрывалась в Петрограде. В 1920 нелегально выехала в Финляндию. Вернула фамилию Танеева. Оставила воспоминания; А.А. Вырубовой приписывалось также авторство опубликованного в 1927 в Ленинграде дневника, признанного затем научной экспертизой поддельным. Скончалась в 1964 году в Хельсинки.

Могила Танеевой Анны Александровной в Хельсинки





вверх


Карта сайта
Обратная связь